Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Безвозмездное получение имущества: как оформить

November 6, 2018

Из данной статьи вы узнаете:

  • как формировать первоначальную стоимость безвозмездно полученных материальных ценностей;
  • включать ли дополнительные расходы, понесенные учреждением, в их стоимость;
  • как определить доход от безвозмездно полученного имущества;
  • как отразить указанные операции в бухгалтерском учете.

Прежде всего заметим, что, исходя из специфики деятельности бюджетных учреждений как субъектов хозяйствования, имеющих определенные полномочия и ответственность, основанные на принципах, определенных для бюджетной системы, а также определенные ограничения, бюджетное учреждение может получать только то имущество, которое будет использоваться согласно его учредительным документам с учетом требований бюджетного законодательства.

Собственные поступления бюджетных учреждений в виде безвозмездно полученного имущества согласно ст. 13 Бюджетного кодекса (далее – БК) включаются в первую подгруппу второй группы (благотворительные взносы, гранты и подарки) на основании договоров, календарных планов проведения централизованных мероприятий и прочих документов, которыми предусмотрено получение взносов, грантов и подарков.

Поэтому сначала выясним вопросы формирования первоначальной стоимости имущества, полученного бюджетным учреждением в качестве благотворительной помощи, а затем рассмотрим порядок внесения изменений в смету и отражения полученных материальных ценностей в бухучете.

Формируем первоначальную стоимость

Формирование первоначальной стоимости безвозмездно полученных основных средств предусмотрено НП(С)БУГС 121 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202, и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).

В соответствии с п. 8 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11 первоначальная стоимость основных средств (далее – ОС), полученных учреждением безвозмездно от субъектов госсектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости ОС, определенной передавшим их субъектом госсектора (с указанием начисленной суммы износа), с учетом следующих расходов:

  • сумм, уплачиваемых поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые проводятся в связи с получением прав на объект ОС;
  • сумм ввозной пошлины;
  • сумм косвенных налогов в связи с созданием ОС (если они не возмещаются субъекту госсектора);
  • расходов по страхованию рисков доставки ОС;
  • расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
  • прочих расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Если нет достоверной информации о первоначальной стоимости ОС, то она определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством (п. 8 разд. II НП(С)БУГС 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11).

Справедливую стоимость определяет комиссия учреждения, созданная по приказу руководителя учреждения. Независимо от того, есть достоверная информация о стоимости безвозмездно полученных ОС или нужно определять их справедливую стоимость, такие активы сначала принимаются комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора. В состав комиссии обязательно входит работник бухгалтерской службы.

В дальнейшем комиссия составляет соответствующий документ (акт приемки-передачи ОС) с определением названия и стоимости безвозмездно полученных ОС при наличии достоверной информации, то есть согласно данным первичных документов. Либо принимается решение о необходимости определения первоначальной стоимости ОС на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой для целей бухгалтерского учета проводится в соответствии с действующим законодательством (п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).

С учетом этих требований первоначальной стоимостью ОС, полученных безвозмездно, является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов. В то же время, если благотворитель передал достоверную информацию о стоимости такого имущества, о чем свидетельствуют соответствующие первичные документы, учреждение ориентируется на эту стоимость.

Однако к такой стоимости могут быть добавлены определенные расходы, понесенные учреждением на доведение безвозмездно полученных материальных ценностей до состояния, пригодного для применения.

Конечно, увеличивать первоначальную стоимость безвозмездно полученных материальных ценностей следует только в случае, если эти расходы имели место.

Составляем справку об изменении сметы

В соответствии с ч. 4 ст. 13 БК благотворительная помощь в виде безвозмездно полученных материальных ценностей приравнивается к дополнительным ресурсам бюджетного учреждения, которые отражаются как поступления и доходы спецфонда соответствующего бюджета, за счет которых могли быть осуществлены расходы и получено соответствующее имущество.

Поэтому полученные бюджетным учреждением собственные поступления в виде благотворительной помощи являются составляющей спецфонда соответствующего бюджета и вносятся в смету бюджетного учреждения.

Мы знаем, что все бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основании сметы. Смета – это основной плановый финансовый документ, которым на бюджетный период определяются полномочия по получению поступлений и распределению бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций, достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений утвержден постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228).

В соответствии с п. 32 Порядка № 228 сметы вместе с планом ассигнований общего фонда бюджета, планом спецфонда утверждаются руководителем соответствующего учреждения вышестоящего уровня (если законодательством не установлен иной порядок утверждения).

Легитимность поступления и возможность использования в деятельности в определенных целях имущества, полученного бюджетным учреждением безвозмездно, подтверждается согласованием этого факта распорядителем бюджетных средств вышестоящего уровня путем утверждения им изменений в смету в части поступлений (подгруппа 1 второй группы собственных поступлений).

В случае получения благотворительной помощи в течение текущего отчетного периода бюджетное учреждение должно уточнить смету, а именно внести изменения, оформив Справку об изменении сметы в части специального фонда по собственным поступлениям с учетом фактически полученной благотворительной помощи (в частности, имущества).

Факт получения бюджетным учреждением материальных ценностей (в частности, ОС) должен быть подтвержден, кроме акта приемки-передачи, Справкой о поступлениях в натуральной форме (далее – Справка о поступлениях). Форма справки приведена в приложении 27 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, и приложении 36 к Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407.

Поскольку распорядители бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах утвержденных ассигнований на соответствующую цель, информация в этих справках для целей бухучета и финотчетности условно приравнивается к операциям по получению имущества, приобретенного за плату:

  • как поступления в спецфонд по собственным средствам;
  • как осуществленные кассовые расходы по соответствующим направлениям за счет этих поступлений.

В целях соответствия отражения осуществленных операций по исполнению бюджетов бюджетного учреждения и органов Казначейства в отчетный период распорядители должны не позднее последнего рабочего дня месяца составить и подать в соответствующий орган Казначейства Справку о поступлениях.

На основании этой Справки органы Казначейства отражают:

  • операции в натуральной форме в учете по исполнению специального фонда соответствующего бюджета;
  • ведут отдельный учет таких изменений, проводят расходы с учетом внесенных изменений без внесения изменений в роспись;
  • отражают в отчетности об исполнении бюджета плановые показатели по спецфонду с учетом внесенных изменений в сметы.

Ответственность за правильность определения стоимости объекта учета, кодов экономической классификации несет бюджетное учреждение.

Бюджетные учреждения получают выписку из счета в подтверждение зачтенных поступлений и осуществленных кассовых расходов по специальным регистрационным счетам.

Для утверждения изменений в смете бюджетное учреждение подает распорядителям вышестоящего уровня следующие документы:

1) заверенную соответствующим органом Казначейства копию справки о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета учреждения, открытые в соответствующем органе Казначейства по собственным поступлениям (п. 3.9 Инструкции о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденной приказом Минфина от 28.01.02 г. № 57, далее – Инструкция № 57). Форма такой справки приведена в приложении 7 к Инструкции № 57;

2) справку об изменении сметы с обоснованием в виде соответствующих расчетов.

Таким образом, полученные бюджетным учреждением в качестве благотворительной помощи материальные ценности могут быть использованы в его деятельности законно только при условии утверждения соответствующих изменений сметы в части спецфонда поступлений и бюджетных ассигнований по соответствующим направлениям расходов и КЭКР бюджета.

КЭКР определяется согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333.

И в завершение следует сказать, что аналогичный порядок действий распорядителя бюджетных средств предусмотрен в случае обслуживания его спецфонда бюджета в учреждениях банка.

Так, в соответствии с п. 22 Порядка обслуживания средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков государственного сектора, утвержденного постановлением КМУ от 14.05.15 г. № 378, в случае проведения распорядителями бюджетных средств операций в натуральной форме в соответствии с законодательством указанные операции проводятся в пределах плановых показателей и отражаются в бухучете исполнения местных бюджетов на основании справки о поступлениях в натуральной форме, которая подается распорядителями бюджетных средств органам Казначейства на бумажных и электронных носителях не позднее последнего рабочего дня месяца.

Проведение и отражение операций в натуральной форме осуществляется распорядителями бюджетных средств в определенном законодательством порядке через соответствующий специальный регистрационный счет, открытый в органе Казначейства.

Бухгалтерский учет

Бухучет ведется в соответствии с требованиями Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Типовая корреспонденция № 1219), Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203.

Правила отражения безвозмездно полученных материальных ценностей в бухучете рассмотрим на примере.

Пример
Городской детский дом «Центр опеки» получил в качестве благотворительной помощи телевизор и бойлер на сумму 12 780 грн. Стоимость этого имущества, подтвержденная благотворителем документами, составляет: телевизор – 8 490 грн., бойлер – 4 290 грн. Учреждение понесло дополнительные расходы на наладку и монтаж бойлера за счет средств спецфонда, полученных в отчетном периоде. Для этого оно заключило договор с подрядной организацией на выполнение работ по установке бойлера. Стоимость установки согласно акту выполненных работ – 750 грн. (в т. ч. НДС – 125 грн.).

Поскольку работы по установке бойлера учреждение оплатило за счет текущих расходов, их необходимо исключить из доходов отчетного периода (субсчет 7111) и отнести на увеличение финансирования мероприятий целевого назначения (субсчет 5411).

Стоимость работ по установке бойлера отнесена к его первоначальной стоимости, в результате чего его общая первоначальная стоимость равна 5 040 грн. (4 290 грн. + 750 грн.). В бухучете эти операции отражаются следующим образом:

(грн.)


п / п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1

Отражена стоимость безвозмездно полученных подарков (на основании подтверждающих документов):
– телевизор

1014 «Машины и оборудование»

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

8 490,00

– водонагреватель

1113 «Малоценные необоротные материальные активы»

6211

4 290,00

2

В то же время отражен:
– доход от безвозмездно полученных ОС и прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА)

2313 «Регистрационные счета»

7511 «Доходы по необменным операциям»

12 780,00

– увеличение внесенного капитала на сумму безвозмездно полученных ОС и ПНМА

7511

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

12 780,00

– кассовые расходы

6211

2313

12 780,00

3

Выполнены работы по установке водонагревателя

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

6211

750,00

4

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости водонагревателя расходы на его установку (ввод в эксплуатацию)

1113

1312

750,00

5

Одновременно отражены изменения во внесенном капитале

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

5111

750,00

6

Перечислены подрядной организации деньги за установку водонагревателя

6211

2313

750,00

7

Исключены из доходов спецфонда средства, использованные на оплату услуг по установке бойлера

7111

5411

750,00

8

Начислена амортизация на безвозмездно полученные ОС и ПНМА:
– на телевизор
(8 490 х 10 % : 4 квартала)

8014

1411

212,25

– на бойлер
[(4 290 + 750) х 50 %]

8014

1412

2 520,00

В то же время вторая запись
(2 520,00 + 212,25)

5111

7511

2 732,25

9

Отнесена на финрезультат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

2 732,25

Обращаем внимание! Если бюджетным учреждением были понесены дополнительные расходы на доведение объекта ОС до состояния, пригодного для использования (например, монтаж, наладка, регистрационные сборы и т. п.), то такие расходы включаются в первоначальную стоимость безвозмездно полученного объекта ОС. Для учета этих расходов применяют субсчета 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства», 1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы», то есть дополнительные расходы накапливаются по дебету таких субсчетов. По окончании всех работ, связанных с вводом в эксплуатацию безвозмездно полученных объектов, бюджетное учреждение относит такие расходы на увеличение их первоначальной стоимости. Это предусмотрено п. 1.10 Типовой корреспонденции № 1219.

Кроме того, при признании доходов от безвозмездного получения объектов ОС и ПНМА бюджетные учреждения одновременно увеличивают внесенный капитал по кредиту субсчета 5111 и отражают кассовые расходы по субсчету 2313 (п. 1.11 Типовой корреспонденции № 1219).

Следует заметить, что безвозмездно полученные ОС и ПНМА также подлежат амортизации в общем порядке. При начислении амортизации на безвозмездно полученные ОС и ПНМА в то же время нужно сделать вторую запись, а именно:

  • уменьшить сумму внесенного капитала по дебету 5111;
  • увеличить доход от необменных операций по кредиту 7511.

При безвозмездном получении объекта ОС в качестве благотворительной помощи бюджетное учреждение должно:

  • сформировать первоначальную стоимость такого имущества и зачислить его в состав ОС или ПНМА;
  • дополнительные расходы, понесенные на доведение такого объекта до состояния, пригодного для применения, включить в первоначальную стоимость безвозмездно полученного объекта;
  • начислить амортизацию;
  • оформить Справку о поступлениях в натуральной форме;
  • подать справку об изменении сметы на утверждение распорядителю бюджетных средств вышестоящего уровня.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 44, который вышел из печати 29.10.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!