Безвозмездное получение имущества: как оформить

Из данной статьи вы узнаете:
- как формировать первоначальную стоимость безвозмездно полученных материальных ценностей;
- включать ли дополнительные расходы, понесенные учреждением, в их стоимость;
- как определить доход от безвозмездно полученного имущества;
- как отразить указанные операции в бухгалтерском учете.
Прежде всего заметим, что, исходя из специфики деятельности бюджетных учреждений как субъектов хозяйствования, имеющих определенные полномочия и ответственность, основанные на принципах, определенных для бюджетной системы, а также определенные ограничения, бюджетное учреждение может получать только то имущество, которое будет использоваться согласно его учредительным документам с учетом требований бюджетного законодательства.
Собственные поступления бюджетных учреждений в виде безвозмездно полученного имущества согласно ст. 13 Бюджетного кодекса (далее – БК) включаются в первую подгруппу второй группы (благотворительные взносы, гранты и подарки) на основании договоров, календарных планов проведения централизованных мероприятий и прочих документов, которыми предусмотрено получение взносов, грантов и подарков.
Поэтому сначала выясним вопросы формирования первоначальной стоимости имущества, полученного бюджетным учреждением в качестве благотворительной помощи, а затем рассмотрим порядок внесения изменений в смету и отражения полученных материальных ценностей в бухучете.
Формируем первоначальную стоимость
Формирование первоначальной стоимости безвозмездно полученных основных средств предусмотрено НП(С)БУГС 121 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202, и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).
В соответствии с п. 8 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11 первоначальная стоимость основных средств (далее – ОС), полученных учреждением безвозмездно от субъектов госсектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости ОС, определенной передавшим их субъектом госсектора (с указанием начисленной суммы износа), с учетом следующих расходов:
- сумм, уплачиваемых поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
- регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые проводятся в связи с получением прав на объект ОС;
- сумм ввозной пошлины;
- сумм косвенных налогов в связи с созданием ОС (если они не возмещаются субъекту госсектора);
- расходов по страхованию рисков доставки ОС;
- расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
- прочих расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.
Если нет достоверной информации о первоначальной стоимости ОС, то она определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством (п. 8 разд. II НП(С)БУГС 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11).
Справедливую стоимость определяет комиссия учреждения, созданная по приказу руководителя учреждения. Независимо от того, есть достоверная информация о стоимости безвозмездно полученных ОС или нужно определять их справедливую стоимость, такие активы сначала принимаются комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора. В состав комиссии обязательно входит работник бухгалтерской службы.
В дальнейшем комиссия составляет соответствующий документ (акт приемки-передачи ОС) с определением названия и стоимости безвозмездно полученных ОС при наличии достоверной информации, то есть согласно данным первичных документов. Либо принимается решение о необходимости определения первоначальной стоимости ОС на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой для целей бухгалтерского учета проводится в соответствии с действующим законодательством (п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).
С учетом этих требований первоначальной стоимостью ОС, полученных безвозмездно, является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов. В то же время, если благотворитель передал достоверную информацию о стоимости такого имущества, о чем свидетельствуют соответствующие первичные документы, учреждение ориентируется на эту стоимость.
Однако к такой стоимости могут быть добавлены определенные расходы, понесенные учреждением на доведение безвозмездно полученных материальных ценностей до состояния, пригодного для применения.
Конечно, увеличивать первоначальную стоимость безвозмездно полученных материальных ценностей следует только в случае, если эти расходы имели место.
Составляем справку об изменении сметы
В соответствии с ч. 4 ст. 13 БК благотворительная помощь в виде безвозмездно полученных материальных ценностей приравнивается к дополнительным ресурсам бюджетного учреждения, которые отражаются как поступления и доходы спецфонда соответствующего бюджета, за счет которых могли быть осуществлены расходы и получено соответствующее имущество.
Поэтому полученные бюджетным учреждением собственные поступления в виде благотворительной помощи являются составляющей спецфонда соответствующего бюджета и вносятся в смету бюджетного учреждения.
Мы знаем, что все бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основании сметы. Смета – это основной плановый финансовый документ, которым на бюджетный период определяются полномочия по получению поступлений и распределению бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций, достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений утвержден постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228).
В соответствии с п. 32 Порядка № 228 сметы вместе с планом ассигнований общего фонда бюджета, планом спецфонда утверждаются руководителем соответствующего учреждения вышестоящего уровня (если законодательством не установлен иной порядок утверждения).
Легитимность поступления и возможность использования в деятельности в определенных целях имущества, полученного бюджетным учреждением безвозмездно, подтверждается согласованием этого факта распорядителем бюджетных средств вышестоящего уровня путем утверждения им изменений в смету в части поступлений (подгруппа 1 второй группы собственных поступлений).
В случае получения благотворительной помощи в течение текущего отчетного периода бюджетное учреждение должно уточнить смету, а именно внести изменения, оформив Справку об изменении сметы в части специального фонда по собственным поступлениям с учетом фактически полученной благотворительной помощи (в частности, имущества).
Факт получения бюджетным учреждением материальных ценностей (в частности, ОС) должен быть подтвержден, кроме акта приемки-передачи, Справкой о поступлениях в натуральной форме (далее – Справка о поступлениях). Форма справки приведена в приложении 27 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, и приложении 36 к Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407.
Поскольку распорядители бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах утвержденных ассигнований на соответствующую цель, информация в этих справках для целей бухучета и финотчетности условно приравнивается к операциям по получению имущества, приобретенного за плату:
- как поступления в спецфонд по собственным средствам;
- как осуществленные кассовые расходы по соответствующим направлениям за счет этих поступлений.
В целях соответствия отражения осуществленных операций по исполнению бюджетов бюджетного учреждения и органов Казначейства в отчетный период распорядители должны не позднее последнего рабочего дня месяца составить и подать в соответствующий орган Казначейства Справку о поступлениях.
На основании этой Справки органы Казначейства отражают:
- операции в натуральной форме в учете по исполнению специального фонда соответствующего бюджета;
- ведут отдельный учет таких изменений, проводят расходы с учетом внесенных изменений без внесения изменений в роспись;
- отражают в отчетности об исполнении бюджета плановые показатели по спецфонду с учетом внесенных изменений в сметы.
Ответственность за правильность определения стоимости объекта учета, кодов экономической классификации несет бюджетное учреждение. |
Бюджетные учреждения получают выписку из счета в подтверждение зачтенных поступлений и осуществленных кассовых расходов по специальным регистрационным счетам.
Для утверждения изменений в смете бюджетное учреждение подает распорядителям вышестоящего уровня следующие документы:
1) заверенную соответствующим органом Казначейства копию справки о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета учреждения, открытые в соответствующем органе Казначейства по собственным поступлениям (п. 3.9 Инструкции о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденной приказом Минфина от 28.01.02 г. № 57, далее – Инструкция № 57). Форма такой справки приведена в приложении 7 к Инструкции № 57;
2) справку об изменении сметы с обоснованием в виде соответствующих расчетов.
Таким образом, полученные бюджетным учреждением в качестве благотворительной помощи материальные ценности могут быть использованы в его деятельности законно только при условии утверждения соответствующих изменений сметы в части спецфонда поступлений и бюджетных ассигнований по соответствующим направлениям расходов и КЭКР бюджета.
КЭКР определяется согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333.
И в завершение следует сказать, что аналогичный порядок действий распорядителя бюджетных средств предусмотрен в случае обслуживания его спецфонда бюджета в учреждениях банка.
Так, в соответствии с п. 22 Порядка обслуживания средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков государственного сектора, утвержденного постановлением КМУ от 14.05.15 г. № 378, в случае проведения распорядителями бюджетных средств операций в натуральной форме в соответствии с законодательством указанные операции проводятся в пределах плановых показателей и отражаются в бухучете исполнения местных бюджетов на основании справки о поступлениях в натуральной форме, которая подается распорядителями бюджетных средств органам Казначейства на бумажных и электронных носителях не позднее последнего рабочего дня месяца.
Проведение и отражение операций в натуральной форме осуществляется распорядителями бюджетных средств в определенном законодательством порядке через соответствующий специальный регистрационный счет, открытый в органе Казначейства.
Бухгалтерский учет
Бухучет ведется в соответствии с требованиями Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Типовая корреспонденция № 1219), Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203.
Правила отражения безвозмездно полученных материальных ценностей в бухучете рассмотрим на примере.
Пример
Городской детский дом «Центр опеки» получил в качестве благотворительной помощи телевизор и бойлер на сумму 12 780 грн. Стоимость этого имущества, подтвержденная благотворителем документами, составляет: телевизор – 8 490 грн., бойлер – 4 290 грн. Учреждение понесло дополнительные расходы на наладку и монтаж бойлера за счет средств спецфонда, полученных в отчетном периоде. Для этого оно заключило договор с подрядной организацией на выполнение работ по установке бойлера. Стоимость установки согласно акту выполненных работ – 750 грн. (в т. ч. НДС – 125 грн.).
Поскольку работы по установке бойлера учреждение оплатило за счет текущих расходов, их необходимо исключить из доходов отчетного периода (субсчет 7111) и отнести на увеличение финансирования мероприятий целевого назначения (субсчет 5411).
Стоимость работ по установке бойлера отнесена к его первоначальной стоимости, в результате чего его общая первоначальная стоимость равна 5 040 грн. (4 290 грн. + 750 грн.). В бухучете эти операции отражаются следующим образом:
(грн.)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отражена стоимость безвозмездно полученных подарков (на основании подтверждающих документов): |
1014 «Машины и оборудование» |
6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
8 490,00 |
– водонагреватель |
1113 «Малоценные необоротные материальные активы» |
6211 |
4 290,00 |
|
2 |
В то же время отражен: |
2313 «Регистрационные счета» |
7511 «Доходы по необменным операциям» |
12 780,00 |
– увеличение внесенного капитала на сумму безвозмездно полученных ОС и ПНМА |
7511 |
5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств» |
12 780,00 |
|
– кассовые расходы |
6211 |
2313 |
12 780,00 |
|
3 |
Выполнены работы по установке водонагревателя |
1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы» |
6211 |
750,00 |
4 |
Отнесены на увеличение первоначальной стоимости водонагревателя расходы на его установку (ввод в эксплуатацию) |
1113 |
1312 |
750,00 |
5 |
Одновременно отражены изменения во внесенном капитале |
5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств» |
5111 |
750,00 |
6 |
Перечислены подрядной организации деньги за установку водонагревателя |
6211 |
2313 |
750,00 |
7 |
Исключены из доходов спецфонда средства, использованные на оплату услуг по установке бойлера |
7111 |
5411 |
750,00 |
8 |
Начислена амортизация на безвозмездно полученные ОС и ПНМА: |
8014 |
1411 |
212,25 |
– на бойлер |
8014 |
1412 |
2 520,00 |
|
В то же время вторая запись |
5111 |
7511 |
2 732,25 |
|
9 |
Отнесена на финрезультат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально) |
5511 |
8014 |
2 732,25 |
Обращаем внимание! Если бюджетным учреждением были понесены дополнительные расходы на доведение объекта ОС до состояния, пригодного для использования (например, монтаж, наладка, регистрационные сборы и т. п.), то такие расходы включаются в первоначальную стоимость безвозмездно полученного объекта ОС. Для учета этих расходов применяют субсчета 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства», 1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы», то есть дополнительные расходы накапливаются по дебету таких субсчетов. По окончании всех работ, связанных с вводом в эксплуатацию безвозмездно полученных объектов, бюджетное учреждение относит такие расходы на увеличение их первоначальной стоимости. Это предусмотрено п. 1.10 Типовой корреспонденции № 1219.
Кроме того, при признании доходов от безвозмездного получения объектов ОС и ПНМА бюджетные учреждения одновременно увеличивают внесенный капитал по кредиту субсчета 5111 и отражают кассовые расходы по субсчету 2313 (п. 1.11 Типовой корреспонденции № 1219).
Следует заметить, что безвозмездно полученные ОС и ПНМА также подлежат амортизации в общем порядке. При начислении амортизации на безвозмездно полученные ОС и ПНМА в то же время нужно сделать вторую запись, а именно:
- уменьшить сумму внесенного капитала по дебету 5111;
- увеличить доход от необменных операций по кредиту 7511.
При безвозмездном получении объекта ОС в качестве благотворительной помощи бюджетное учреждение должно:
- сформировать первоначальную стоимость такого имущества и зачислить его в состав ОС или ПНМА;
- дополнительные расходы, понесенные на доведение такого объекта до состояния, пригодного для применения, включить в первоначальную стоимость безвозмездно полученного объекта;
- начислить амортизацию;
- оформить Справку о поступлениях в натуральной форме;
- подать справку об изменении сметы на утверждение распорядителю бюджетных средств вышестоящего уровня.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 44, который вышел из печати 29.10.18 г.