Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Туристический сбор: база взимания и порядок отчетности

July 12, 2018

Акценты статьи:

  • в каких рекреационных заведениях не нужно уплачивать туристический сбор (далее – ТС);
  • могут ли налоговые агенты  уплачивать ТС за свои обособленные подразделения;
  • порядок заполнения и представления декларации по ТС;
  • ответственность налоговых агентов за неудержание ТС.

База взимания и ставка ТС

ТС относится к местным налогам и сборам, поступления от которых зачисляются в местный бюджет (п. 268.1 Налогового кодекса, далее – НК).

Решение об установлении ТС принимается сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной громады (далее – ОТГ), созданной согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад (пп. 268.2.1 НК).

Облагаются ТС услуги по временному проживанию (ночлегу) граждан с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок (пп. 268.2.1 НК). Базой взимания ТС является стоимость всего периода проживания (ночлега) в местах, определенных пп. 268.5.1 НК, а именно:

  • гостиницах, кемпингах, мотелях, других заведениях гостиничного типа;
  • общежитиях для приезжих;
  • санаторно-курортных заведениях;
  • частных домах и квартирах.

В соответствии с пп. 268.4.2 НК не включаются в стоимость проживания, а соответственно – в базу взимания ТС расходы:

  • на питание;
  • бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды, обуви или белья);
  • телефонные счета;
  • оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз);
  • обязательное страхование;
  • устный и письменный переводы и т. п.

ТС также не удерживается из суммы предоплаты за проживание (бронирование места проживания), так как налоговые агенты взимают ТС при предоставлении услуг по временному проживанию (ночлегу), которые подтверждается соответствующими документами на проживание: регистрацией, заполнением анкеты на проживание и т. п.

Ставка ТС устанавливается в размере от 0,5 до 1 % базы его взимания за вычетом НДС (пп. 268.4.1 НК).

Плательщики и неплательщики ТС

Плательщиками ТС являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение об установлении ТС, и получают услуги по временному проживанию (ночлегу) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок (пп. 268.2.1 НК).

Плательщиками ТС не могут быть:

  • лица, постоянно проживающие (в т. ч. на условиях договоров найма) в селе, поселке или городе, советами которых установлен ТС;
  • лица, прибывшие в командировку (при наличии подтверждающих такую командировку документов);
  • инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
  • ветераны войны;
  • участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечеб­но-профилактические, физкультурно-оздоро­вительные и санаторно-курортные заведения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения;
  • дети в возрасте до 18 лет;
  • детские лечебно-профилактические, физкуль­тур­но-оздоровительные и санаторно-курортные заведения.

Лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по медицинской практике утверждены приказом Минздрава от 02.02.11 г. № 49 (далее – Лицензионные условия № 49).

Медицинская практика – это вид хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения, который осуществляется заведениями здравоохранения и физлицами-предпринимателями, соответствующими единым квалификационным требованиям, в целях оказания видов медицинской помощи, определенных законом, и медицинского обслуживания (п. 1.3 Лицензионных условий № 49).

Медицинская практика проводится субъектами хозяйствования на основании лицензии (п. 2.2 Лицензионных условий № 49).

Порядок аккредитации заведения здравоохранения утвержден постановлением КМУ от 15.07.97 г. № 765 (далее – Порядок № 765).

Аккредитации подлежат все заведения здравоохранения независимо от формы собственности согласно Порядку № 765. Реестр аккредитованных заведений здравоохранения ведется Минздравом.

Перечень заведений здравоохранения утвержден приказом Минздрава от 28.10.02 г. № 385. В этот Перечень включены лечебно-профилактические и санаторно-курортные заведения.

Пансионаты определяются как рекреационные заведения, то есть специализированные заведения кратковременного или длительного размещения людей, предназначенные для обеспечения их лечебно-оздоровительных, культурно-образовательных и спортивных потребностей.

В соответствии со ст. 15 Закона от 24.12.93 г. № 3808-ХІІ «О физической культуре и спорте» к физ­культурно-оздоровительным относятся заведения физической культуры и спорта (центры, комп­лексы, клубы, студии и т. п.), осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность.

Таким образом, лица, прибывшие по путевкам в лечебно-профилактические, санаторно-ку­рортные или физкультурно-оздоровительные заведения, не являются плательщиками ТС в том случае, если такие заведения имеют лицензию на медицинскую практику и внесены в реестр аккредитованных заведений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения.

В то же время если лицо проходит лечение по курсовке в таком лицензированном заведении, но проживает в гостинице или в частном доме (квартире), то такое лицо является плательщиком ТС. Налоговыми агентами в таком случае будут администрация гостиницы, агентство недвижимости, прочие юридические или физические лица, уполномоченные взимать ТС.

Налоговые агенты и их обособленные подразделения

Налоговые агенты по взиманию ТС определяются в соответствии с решением сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады (пп. 268.5.1 НК).

Такими налоговыми агентами могут быть:

  • администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, прочих заведений гостиничного типа, общежитий для приезжих, санаторно-курортных заведений;
  • квартирно-посреднические организации (например, агентства недвижимости), которые направляют неорганизованных лиц на поселение в частные дома и квартиры;
  • юридические и физические лица – предприниматели, уполномоченные взимать ТС на условиях договора, заключенного с соответствующим местным советом.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства лица (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета) (п. 63.3 НК).

Таким образом, налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, которое предоставляет услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение в качестве налогового агента ТС в контролирующем органе по местонахождению подразделения (пп. 268.7.2 НК).

Налоговая декларация и уплата ТС

ТС уплачивается плательщиком при получении услуг по временному проживанию (ночлегу), то есть во время оплаты счета (квитанции) за такие услуги. Сумма уплаченного плательщиком ТС в счете (квитанции) указывается отдельной строкой.

Налоговый агент уплачивает ТС в местный бюджет и подает налоговую декларацию по ТС по форме, утвержденной приказом Минфина от 09.07.15 г. № 636, за базовый налоговый период, равный календарному кварталу (пп. 268.7.1, 268.7.3 НК).

Налоговые декларации подаются за квартальный отчетный (налоговый) период в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (пп. 49.18.2 НК).

Сумма ТС, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал, уплачивается ежеквартально в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока для представления налоговой декларации.

ТС уплачивается по местонахождению налогового агента (пп. 268.7.1 НК).

Следовательно, декларацию по ТС налоговый агент подает в контролирующий орган по своему месту регистрации.

Подразделения без статуса юридического лица, оказывающие услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту основной регистрации налогового агента, подают декларацию по ТС самостоятельно в контролирующий орган по месту осуществления деятельности, и уплачивают ТС в местный бюджет по своему местонахождению.

Порядок заполнения налоговой декларации по ТС рассмотрим на условном примере (см. фрагмент).

ФРАГМЕНТ

<...>

Податкова декларація з туристичного збору

<...>


п/п

Показники

Вартість проживання (ночівлі), за вирахуванням податку на додану вартість, грн. коп.

Ставка збору, відсотки

Усього нараховано збору, грн. коп.,  к. 3 х к. 4

1

2

3

4

5

1

Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1.1 + р. 1.2 + р. 1.3),

у тому числі в розрізі об’єктів оподаткування:

915,00

1.1

Готель «Пролісок»

61 670,00

1

616,70

1.2

Міні-готель «Затишок»

29 830,00

1

298,30

1.3

       

2

Нарахована сума збору за попередній звітний період
(квартал, півріччя, три квартали)

290,00

3

Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 1 – р. 2)

625,00

4

Нарахована сума збору за даними раніше поданої податкової декларації,  що уточнюється, усього (р. 3 декларації,  що уточнюється)

 

5

Уточнена сума податкових зобов’язань за податковий (звітний) період, у якому виявлена помилка

 

6

Сума збору (недоплата), яка збільшує податкові зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки, усього (р. 5 – р. 4), якщо р. 5 > р. 4

 

7

Сума збору, яка зменшує податкові зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки, усього (р. 4 – р. 5), якщо р. 4 > р. 5

 

8

Сума штрафу (р. 6 х 3 % або 5 %)

 

9

Сума пені

 

10

Доповнення до декларації

на

 

арк.

<...>

Пример

Стоимость оказанных услуг по временному проживанию за полугодие составила 91 500 грн. (без НДС), в том числе:

  • в гостинице «Пролесок» – 61 670 грн.;
  • в мини-гостинице «Уют» – 29 830 грн.

Ставка ТС на этой территории устанавливается в размере 1 % базы его взимания без НДС. Сумма ТС, уплаченная за предыдущий квартал, – 290 грн.

Заполняем разд. I «Загальні відомості».

Прежде всего в графе «Порядковий № ___ за рік» указывается номер с последовательно нарастающим числом от количества поданных деклараций по ТС, то есть 1, 2, 3 и 4 – в соответствии с налоговыми периодами года – I квартал, полугодие, три квартала, год.

Строка 3 заполняется в случае:

  • представления уточняющей декларации;
  • уточнения показателей ранее поданной налоговой декларации в составе отчетной или отчетной новой налоговой декларации за любой следующий налоговый (отчетный) период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены плательщиком.

В строке 4 указывается:

  • код согласно ЕГРПОУ налогоплательщика или регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами, или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика-физлица, или серия и номер паспорта (физлицами, имеющими отметку в паспорте о праве проводить любые платежи по серии и номеру паспорта);
  • основной вид экономической деятельности;
  • почтовый адрес;
  • телефон;
  • электронный адрес и факс – по желанию плательщика.

Далее заполняем разд. ІІ «Розрахунок податкових зобов’язань з туристичного збору».

В строке 1 «Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1.1 + р. 1.2 + р. 1.3), у тому числі в розрізі об’єктів оподаткування» отражается общая сумма исчисленного ТС в гривнях с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) нарастающим итогом с начала отчетного (налогового) года.

В строках 1.1, 1.2 и 1.3 в разрезе плательщиков ТС заполняются колонки 2, 3, 4 и 5, где проставляются следующие данные:

  • название плательщика ТС (колонка 2);
  • стоимость проживания (ночлега), за вычетом НДС (колонка 3);
  • ставка сбора, проценты (колонка 4);
  • итого начислено сбора (колонка 3 х колонка 4).

Следовательно, данные рассматриваемого примера в декларации отражаем таким образом:

  • строка 1.1: колонка 2 – «гостиница «Пролесок»; колонка 3 – «61 670,00»; колонка 4 – «1»; колонка 5 – «616,70»;
  • строка 1.2: колонка 2 – «мини-гостиница «Уют»; колонка 3 – «29 830,00»; колонка 4 – «1»; колонка 5 – «298,30».

В случае необходимости количество строк может быть увеличено.

Строка 1 «усього (р. 1.1 + р. 1.2)» – «915,00» (616,70 грн. + 298,30 грн.).

Строка 2 «Нарахована сума збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, три квартали)» – «290,00».

Строка 3 «Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 1 – р. 2)» – «625,00» (915 грн. – 290 грн.).

Строки 4–9 декларации заполняются в случае уточнения налоговых обязательств.

Сумма штрафа (стр. 8) начисляется плательщиком самостоятельно согласно пп. «а» или «б» п. 50.1 НК.

Сумма пени (ряд. 9) также исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с пп. 129.1.2 НК.

Ответственность налоговых агентов

Согласно п. 127.1 НК неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влечет за собой наложение штрафа в размере 25 % от суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет;

За те же действия, совершенные в течение 1 095 дней повторно, штраф составляет 50 % от суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет, а те же действия, совершенные в течение 1 095 дней в третий раз и более, – в размере 75 % от суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего в результате совершения таких действий, и обязанность по погашению такого налогового долга возлагается на лицо, определенное НК, в том числе на налогового агента.

Если на соответствующей территории решением местного совета установлен ТС, то в случае неудержания его с плательщиков и/или неуплаты (неперечисления) к таким налоговым агентам будет применяться штраф в размерах, определенных п. 127.1 НК.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 28, который вышел из печати 09.07.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!