Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Работа госслужащих в условиях карантина

April 3, 2020

В связи с санитарно-эпидемической ситуацией в мире в Украине введены беспрецедентные меры по предотвращению распространения вирусной инфекции. В частности, почти все работники, за исключением некоторых категорий, на период карантина должны оставаться дома. Рассмотрим особенности работы работников госорганов в этот период.

Вопрос – ответ

Какой должна быть продолжительность рабочего времени госслужащих?

Знаем, что деятельность работников госорганов регулируется Законом от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Как предусмотрено ст. 56 этого Закона, рабочее время госслужащих составляет 40 ч в неделю. Это соответствует общим принципам, установленным КЗоТом, согласно которому нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю.

Добавим: согласно ст. 5 Закона № 889 отношения, возникающие в связи со вступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются этим Законом, если иное не предусмотрено законом, а действие норм законодательства о труде распространяется на госслужащих в части отношений, не урегулированных этим Законом.

Итак, Законом № 889 конкретизировано время работы и отдыха госслужащих. Для них в ст. 56 этого Закона предусмотрена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Установление должностному лицу неполного рабочего дня или неполной рабочей недели возможно только с согласия руководителя госслужбы.

Учтены и жизненные обстоятельства госслужащего. То есть, если беременная женщина или одинокий госслужащий, который имеет ребенка в возрасте до 14 лет, или ребенка с инвалидностью, или ребенка, который находится под его опекой, или который ухаживает за больным членом семьи согласно медицинскому заключению, обратится с просьбой установить ему неполный режим рабочего времени, обязанностью руководителя госслужбы будет удовлетворить эту просьбу.

Вместе с тем для обеспечения полноценного функционирования госоргана руководители госорганов могут принять и решение относительно появления должностных лиц на службе для работы сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни, в ночное время. Это касается случаев, когда есть потребность выполнения неотложных или непредвиденных задач государственными служащими, для которых законом не предусмотрены ограничения относительно работы, и на основании приказа (распоряжения) руководителя госслужбы они обязаны явиться на работу. О таком распорядительном документе руководителя нужно уведомить выборный орган первичного профсоюза (при его наличии).

В целом работа сверх установленной продолжительности рабочего дня не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в течение года. Такое ограничение включает и продолжительность работы в выходные, праздничные и нерабочие дни, а также работы в ночное время.

Заметим: оформляя нестандартное привлечение к выполнению госслужащим должностных обязанностей, следует учесть установленные Законом № 889 запреты. А именно: не разрешается привлекать к работе сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни, в ночное время беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Женщин с детьми в возрасте от 3 до 14 лет или женщин, имеющих ребенка с инвалидностью, привлекать к сверхурочной работе можно только с их согласия, а также если это не противоречит медицинским рекомендациям.

Каким документом определяется режим работы госслужащих?

Если обратиться к законодательству, то в госоргане обязательно должны быть утверждены правила внутреннего служебного распорядка (далее – ПВСР, не путать с правилами трудового распорядка), в которых, в частности, фиксируется:

  • начало и конец рабочего времени, а также перерыва для отдыха и приема пищи;
  • условия, при которых работник будет находиться в госоргане в выходные, праздничные и нерабочие дни, после окончания рабочего времени;
  • каким образом будут доводиться до сведения работников нормативно-правовые акты и поручения по служебным вопросам;
  • общие правила, которыми регулируются вопросы охраны труда и пожарной безопасности;
  • порядок уведомления работника о своем отсутствии на работе.

Указанные правила конкретизируются исходя из особенностей выполняемых госорганом функций и полномочий и могут быть разработаны отдельно для разных категорий работников: руководителей госоргана, госслужащих, работников патронатной службы, работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию, для рабочих. Конечно, эти правила будут разными для разных работников, которые входят в штат госоргана.

Как предусматривает ст. 47 Закона № 889, ПВСР должны быть утверждены совместным собранием (конференцией) госслужащих госоргана по представлению руководителя госслужбы и выборного органа первичного профсоюза (при его наличии) на основе типовых правил.

Не забываем, что Закон № 889 предусматривает необходимость доведения ПВСР до сведения всех госслужащих под подпись.

Полный текст консультации см. в "Баланс-Бюджет" № 14, который виходит из печати 06.04.20 г. или на сайте.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!