Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Как правильно заполнить таблицу данных и что делать, если ее не принимают

February 17, 2021

Одним из критериев безусловной регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки (далее – НН, РК) является наличие кодов товаров согласно УКТВЭД и кодов услуг, указанных в таких НН и РК, в таблице данных плательщика НДС (далее – таблица). Это прямо следует из п. 4 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165 (далее - Порядок № 1165/1).

Поэтому для плательщиков НДС очень важно, чтобы поданная ими таблица была учтена органом ГНС.

В консультации мы рассмотрим:

  • как часто и в каких случаях надо подавать таблицу;
  • какие нюансы нужно учесть при заполнении таблицы;
  • когда таблица учитывается автоматически;
  • почему могут отказать в принятии таблицы;
  • как обжаловать отказ налоговой в принятии таблицы.

Когда нужно подавать таблицу

В первую очередь отметим, что, если плательщик НДС находится в перечне рисковых, поданная им таблица, скорее всего, не будет учтена. Более того, в этом случае налоговая может принять решение о неучете и ранее принятых таблиц (п. 19 Порядка № 1165/1). Поэтому таким плательщикам сначала нужно избавиться от статуса рисковых (что для этого надо сделать, см. в материале «Заблокировали НН или РК: что делать и что будет, если ничего не делать»).

Рассмотрим, когда следует подать таблицу, чтобы предупредить блокировку НН/РК.

  1. Таблицу можно подать и до того, как регистрация НН/РК будет остановлена. Ведь, как было отмечено выше, принятая таблица является основанием для безусловной регистрации НН/РК по указанным в ней кодам. Как разъясняет налоговая (ОИР, категория 101.18), таблица – это информация о специфике деятельности налогоплательщика, ее подача является правом плательщика НДС независимо от факта блокировки НН/РК в ЕРНН.
  2. Таблицу имеет смысл подать прежде всего, если у плательщика НДС меняются коды УКТВЭД или коды услуг и такие коды отсутствуют, например, в ранее поданной и принятой таблице. В том числе и в случае, если изменения кодов УКТВЭД связаны с их изменениями на основании Закона от 04.06.20 г. № 674-IX (о таможенном тарифе).

По какой форме подать и как правильно заполнить таблицу

Форма таблицы приведена в приложении 5 к Порядку № 1165/1. В электронном реестре документов таблица имеет идентификатор J(F) 1312303.

Таблица подается исключительно в электронной форме одним из следующих способов:

  • через личный кабинет электронного сервиса «Электронный кабинет плательщика»;
  • программное обеспечение, которое плательщик выбрал по своему усмотрению и которое позволяет формировать исходный файл согласно утвержденному формату (стандарту) (например, программа М.Е.Doc, «АртЗвіт» и т. п.).

В таблице отражают информацию о видах деятельности, кодах товаров и услуг, которые плательщик НДС приобретает и изготовляет (поставляет) на постоянной основе, а именно (п. 13 Порядка № 1165/1):

  • виды экономической деятельности согласно КВЭД ДК 009:2010;
  • коды товаров согласно УКТВЭД и услуг согласно ГКПУ, которые приобретаются (получаются) налогоплательщиком, ввозятся на таможенную территорию Украины;
  • коды товаров согласно УКТВЭД и услуг согласно ГКПУ, которые поставляются (изготовляются) налогоплательщиком.

Чтобы таблица была принята налоговой, ее надо правильно заполнить. Приведем некоторые рекомендации по заполнению таблицы, предоставленные в ОИР (категория 101.18), письме ГФС от 06.09.17 г. № 2723/99-99-07-05-01-18, на сайте территориальной налоговой.

1. Не допускается одновременное заполнение граф о приобретении (получении) и поставке/предоставлении товаров/услуг в одной строке таблицы.

2. Коды товаров/услуг должны содержать такое же количество знаков, что и НН/РК.

Напомним, в случае поставки товаров украинского производства коды товаров согласно УКТВЭД можно приводить на уровне первых четырех знаков. И если в таблице указано 4 знака кода товаров или услуг, НН/РК также должны содержать код из четырех знаков. В противном случае программа будет рассматривать эти коды как разные.

Например, плательщик НДС указал в таблице код услуги «33.12», а в НН – код «33.12.24». Для программного обеспечения ЕРНН эти коды воспринимаются как разные, и регистрация НН может быть остановлена.

3. Не следует указывать в таблице много видов экономической деятельности (например, раньше налоговики советовали приводить не более 6 кодов КВЭД). Если видов деятельности у предприятия больше, лучше представить несколько таблиц. Например, подать одну таблицу с основными кодами деятельности, а в остальных при необходимости указать другие второстепенные.

4. Не стоит приводить много кодов товаров и/или кодов услуг (особенно в графе, где отражаются коды входящих товаров/услуг). Отметим, что согласно разъяснению налоговой (ОИР, категория 101.18) электронной формой таблицы (идентификатор J(F) 1312303) предусмотрено ограничение в 99 строк. Как показывает практика, налоговики не любят рассматривать большие «простыни» и могут отказать в принятии громоздкой таблицы.

Поэтому рекомендуем отражать в таблице коды только тех товаров (услуг), которые чаще всего вами приобретаются и продаются. Это ограничение касается каждого вида деятельности. То есть если в таблице указаны три вида деятельности, то на каждый из них лучше давать 5–6 основных кодов товаров/услуг.

Пояснения к таблице

Вместе с таблицей обязательно подается пояснение (п. 14 Порядка № 1165/1). Его отсутствие – прямое основание для отказа в принятии таблицы.

Для представления такого пояснения нужно создать документ произвольного формата (идентификатор формы J(F) 1360102) и прикрепить к нему копию пояснения в формате pdf размером не более 2Мб.

В самом документе произвольного формата J(F) 1360102 нужно указать:

  • в шапке – название, номер и дату документа, который прилагается к таблице. Например: «Опис господарської діяльності підприємства» від 05.02.21 р. № 2»;
  • графе 1 таблицы – номер файла, а к графе 2 прикрепить необходимый файл в формате pdf.

Пояснение представляет собой описание хозяйственной деятельности плательщика НДС и должно содержать:

  • сведения об имеющихся арендованных (с указанием сделок) или собственных (с указанием документов собственности) помещениях, производственных мощностях и другие данные об основных фондах;
  • данные о сертификатах качества, лицензиях, разрешительных документах (при наличии);
  • данные о своих или арендованных складских помещениях либо (при их отсутствии) договорах о хранении товаров;
  • сведения о наличии транспортных средств (собственных или арендованных). Если таковые отсутствуют и при этом плательщик НДС осуществляет транспортировку товаров, необходимо привести договоры с транспортными компаниями;
  • информацию о земельных участках (собственных или арендованных – с указанием договоров аренды) в га;
  • данные об урожайности культур, которые указаны в таблице для реализации на основании статистической отчетности, например форм № 4-сг, № 29-сг, – для сельхозпроизводителей;
  • данные о наемных работниках (с указанием должностей/профессий);
  • сведения об остатках готовой продукции, сырья;
  • по каждому коду товаров/услуг, указанных в таблице на приобретение, – соответствующие договоры, другие документы, подтверждающие факт их приобретения: ТТН, платежные поручения, доверенности, накладные, акты и др. Для сельхозпроизводителей – описание о приобретении посевного материала, дизтоплива, ядохимикатов;
  • информацию о договорах на реализацию товаров (оказание услуг).

Также напомним, что при подготовке пояснения надо убедиться, что объекты, которые там указываются, включены в форму № 20-ОПП (имеются в виду объекты, которые подлежат отражению в этой форме). Если их нет в форме № 20-ОПП или эта форма не подавалась, нужно обязательно ее подать. Причем до подачи таблицы, поскольку в этой ситуации отказ в принятии таблицы практически гарантирован.

Рассмотрение таблицы комиссией ГНС

По результатам рассмотрения таблицы комиссия регионального уровня принимает решение о ее учете или неучете. Срок рассмотрения таблицы – 5 рабочих дней после ее получения (п. 15 Порядка № 1165/1).

О том, что комиссия ГНС получила таблицу, плательщик НДС узнает из первой квитанции, которую он должен получить в день отправления таблицы. Вторую квитанцию с информацией о том, учтена или не учтена таблица органом ГНС, плательщик должен получить в течение 5 рабочих дней.

После получения второй квитанции плательщик НДС также должен получить решение комиссии регионального уровня об учете или неучете таблицы (идентификатор формы J(F) 1412306). Такое решение по форме приложения 6 к Порядку № 1165/1 направляется ему средствами электронной связи (электронный кабинет, M.E.Doc).

Как быть, если вторая квитанция не приходит?

На практике достаточно часто встречается ситуация, когда плательщик НДС отправил таблицу, получил первую квитанцию с информацией о том, что таблица получена налоговой, а вот дальнейший ответ о принятии или непринятии таблицы (вторая квитанция и решение) в течение установленного срока не поступает.

Прежде всего учтите, что в этом случае подавать повторно таблицу не нужно, так как приходит квитанция об отказе (таблица уже зарегистрирована на сервере ГНС). Нужно добиваться ответа от налоговой. Как вариант, иногда помогает обращение с жалобой на горячую линию ГНС по номеру 0-800-501-007 (сервис «Пульс»).

Причины отказа в принятии таблицы таковы:

  1. Дублирование данных в таблицах. То есть коды товаров/услуг, которые были указаны в ранее принятой таблице, не нужно повторять в последующих таблицах.
  2. Недостаточность (по мнению комиссии ГНС) поданных к таблице пояснений. Это самая распространенная причина отказа, при том что требования к подаваемым пояснениям Порядком № 1165/1 не установлены. О том, что должно содержать пояснение, можно судить из разъяснений налоговой (см., например).
  3. Наличие ошибок в заполнении таблицы. Например, одновременное заполнение граф о приобретении (получении) и поставке/предоставлении товаров/услуг в одной строке таблицы.
  4. Подача таблицы без пояснений.

Когда таблица учитывается автоматически

Таблица учитывается налоговой в автоматическом режиме, если (п. 18 Порядка № 1165/1):

  • она подается сельхозтоваропроизводителем, который включен в Реестр получателей бюджетной дотации, и/или сельхозтоваропроизводителем, который по состоянию на 31.12.16 г. применял спецрежим налогообложения согласно ст. 209 НК и имеет в собственности и/или на условиях аренды земельные участки, общая площадь которых составляет не менее 200 га включительно по состоянию на 1 января и которые отражены в налоговой отчетности до 20 февраля текущего года (до 20 февраля учитывается наличие таких участков за отчетный период предыдущего года), и в поданной таблице приведены сведения о поставке (изготовлении) групп товаров с кодами УКТВЭД 01, 03, 04, 07, 08, 10, 12;
  • у плательщика НДС значения показателей D и P, рассчитанных в порядке, установленном п. 3 Порядка № 1165/1, имеют следующие размеры: D > 0,02, P < Pм х 1,4, и в такой таблице указаны товары/услуги, объем поставок которых в соответствии с НН/РК, зарегистрированными за последние 12 календарных месяцев в ЕРНН, составляет более 25 % общего объема операций поставок за указанный период. Напомним, показатель D означает налоговую нагрузку на предприятии (должна быть не менее 2 %), а показатель Р – среднемесячный оборот по поставке продукции/услуг.

Имейте в виду! Сельхозтоваропроизводители, которые подпадают под условия автоматического учета таблицы, должны приводить в графе 4 таблицы только те коды продукции согласно УКТВЭД, которые входят в группы товаров, перечисленные выше. Иначе таблица не учтется автоматически, а будет направлена на рассмотрение комиссии ГНС. Если сельхозпроизводитель кроме указанных поставляет и другие виды товаров, рекомендуем подавать для них отдельную таблицу, ведь представлять несколько таблиц не запрещено.

Что делать в случае отказа комиссии ГНС учесть таблицу

В этом случае можно предпринять следующие шаги:

  • подать новую таблицу, поскольку количество подаваемых таблиц не ограничено;
  • обжаловать решение комиссии о неучете таблицы в административном или судебном порядке согласно процедуре обжалования, изложенной в ст. 56 НК (ОИР, категория 101.18).

Выводы

Принятая таблица дает возможность регистрировать НН/РК без угрозы их блокировки. Чтобы таблица была принята, не допускайте ошибок при ее заполнении и не забывайте приложить пояснение к ней.

Источник: Практическое руководство № 4, февраль 2021 года.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!