Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Изучаем новый порядок инспекционных посещений представителей Гоструда

October 11, 2019

Для кого эта статья: для всех субъектов хозяйствования (далее – СХ) и физлиц-предпринимателей, которые используют наемный труд.

Из этой статьи вы узнаете: как теперь проводятся инспекционные посещения, на каком основании можно не допускать проверяющих, отличается ли новый порядок от старого.

О каком новом порядке идет речь?

С 30.08.19 г. вступило в силу постановление КМУ от 21.08.19 г. № 823 (далее – Постановление № 823), которым утверждены сразу два документа:

  • Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок контроля);
  • Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок надзора).

Напомним, до этого органы Гоструда руководствовались постановлением КМУ от 26.04.17 г. № 295, которое устанавливало аналогичные порядки контроля и надзора в сфере труда. А в мае этого года апелляционный суд признал данное постановление недействительным и отменил его (постановление Шестого апелляционного административного суда от 14.05.19 г. по делу № 826/8917/17).

В связи с этим Кабмином принято новое Постановление № 823, согласно которому начиная с 30.08.19 г. органы Гоструда опять имеют право осуществлять инспекционные посещения работодателей.

Какие органы имеют право проверять предприятия на соблюдение законодательства о труде?

Здесь ничего не изменилось. Контролировать соблюдение законодательства о труде имеют право (п. 2 Порядка контроля):

  • Гоструда и ее территориальные органы;
  • исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельские, поселковые, городские советы объединенных территориальных громад (далее – исполнительные органы).

Впрочем, последние имеют право контролировать исключительно вопросы своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений. В структурах каждого из этих органов предусмотрены штатные единицы инспекторов труда.

Обратите внимание! Инспектором труда может быть должностное лицо органа Гоструда или исполнительного органа.

Чем отличаются Порядок контроля и Порядок надзора?

Это довольно схожие порядки, но все же они имеют разные правила проверок. Если коротко, то Порядок контроля предусматривает осуществление инспекционных посещений и невыездных инспекций, а Порядок надзора – выездных проверок согласно индивидуальному графику Гоструда, подготовку заключений о состоянии соблюдения СХ законодательства о труде.

То есть государственный надзор имеет более продолжительную временную линию (подготовка графика проверки, вытребование, сбор, анализ информации, составление заключений), а контроль действует намного быстрее (получение основания для проведения, осуществление мероприятия, при наличии нарушения – составление предписания, привлечение к ответственности).

Чем подтверждаются полномочия инспектора труда?

Полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением установленной формы (приказ Минсоцполитики от 24.05.17 г. № 866).

Гоструда ведет реестр выданных служебных удостоверений инспекторов труда. Поэтому вы можете проверить, содержится ли определенное удостоверение в реестре. Там также размещено фото инспектора, что позволит удостоверить его личность. Реестр удостоверений можно найти на официальном веб-сайте Гоструда в свободном доступе (раздел «Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде»).

Поэтому реестр удостоверений содержит информацию о выданных и действительных удостоверениях. В случае отмены или потери удостоверения сведения о нем исключаются из реестра.

Важно! При отсутствии в реестре информации об удостоверении оно считается недействительным. В таком случае инспектора труда можно не допускать к проверке (п. 3, 14 Порядка контроля).

В каких формах осуществляются контрольные мероприятия?

Здесь также ничего не изменилось, ведь контроль осуществляется в форме (п. 2 Порядка контроля):

  • инспекционного посещения;
  • невыездной инспекции. Проводится по решению руководителя органа контроля в его помещении (в офисе органа Гоструда или исполнительном органе) при наличии согласия СХ на такой вид проверки. Проверяют документы и объяснения, предоставленные таким СХ.

Сколько длится контрольное мероприятие?

В настоящее время срок инспекционного посещения и невыездных инспекций составляет до 10 рабочих дней (далее – р. д.) (п. 10 Порядка контроля). На сегодня он единый для всех СХ и не может быть продлен.

Обратите внимание: в настоящее время уточняется начало течения срока осуществления мероприятия контроля – он начинается со дня, следующего за днем представления СХ документов и объяснений, необходимых для проведения мероприятия.

Выходит, что начало хода срока проверки зависит от скорости подготовки СХ необходимых материалов и представления их инспектору труда. Поскольку СХ заинтересован в скорейшем завершении посещения, он должен позаботиться обо всех необходимых документах по вопросам труда заранее и уже сегодня привести их в порядок.

Каковы основания для проведения инспекционных посещений?

Перечень таких оснований (всего 11) приведен в п. 5 Порядка контроля, в частности:

  • обращении работника о нарушении относительно него законодательства о труде;
  • решение руководителя органа контроля о проведении инспекционного посещения исключительно по вопросам выявления неоформленных работников, которое принимается по результатам анализа информации, полученной через СМИ, из других открытых источников;
  • решение суда;
  • информация Госстата и ее территориальных органов о наличии задолженности по выплате зарплаты; ГНС о фактах выявления нарушений во время проведения собственных проверок и т. п.; Пенсионного фонда;
  • поручение премьер-министра Украины;
  • запрос народного депутата;
  • невыполнение предписания.

При наличии одного из оснований для совершения планового или внепланового мероприятия (инспекционного посещения) орган должен издать приказ (решение, распоряжение), который содержит наименование СХ, относительно которого будет осуществляться мероприятие, а также предмет такой проверки. Перед началом проверки СХ ознакомляется с оригиналом приказа и получает его копию (ч. 1, 5 ст. 7 Закона от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»).

Обязательно ли выполнять требование инспектора труда о предоставлении доступа ко всем видам помещения и копиям документов?

Да, инспектор труда имеет право, а СХ обязан выполнить его требование о предоставлении для ознакомления документов и/или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места (п. 12 Порядка контроля). Но только если инспектор подтвердил свои полномочия (предъявил удостоверение) и пришел с визитом по одному из предусмотренных Порядком контроля оснований.

Имеет ли право СХ не допускать инспектора труда к проведению инспекционного посещения?

Да, имеет, но исключительно по следующим основаниям (пп. 3 п. 14 Порядка контроля):

  • при отсутствии служебного удостоверения;
  • на официальном веб-сайте Гоструда не обнародовано решение Минсоцполитики об утверждении формы акта инспекционного посещения.

Напомним, форма акта инспекционного посещения утверждена приказом Минсоцполитики от 18.08.17 г. № 1338. Поэтому фактически не допустить инспектора труда можно только при отсутствии действующего удостоверения.

Обратите внимание! СХ также имеет право требовать у инспектора труда внести соответствующую запись в журнал проверок (если таковой ведется).

В какой срок СХ информируют о проведении у него инспекционного посещения?

Такой срок не установлен. В настоящее время в Порядке контроля лишь указано, что о проведении инспекционного посещения инспектор труда должен уведомить СХ. Также, если инспектор считает, что такое уведомление может навредить проверке, он освобождается от такой обязанности (ч. 2 п. 8 Порядка контроля).

Поэтому имеем неприятную ситуацию. Если инспектор пожелает нанести неожиданный визит, ему достаточно прийти к СХ и по факту поставить его в известность о проведении посещения.

Какие документы составляют после завершения инспекционного посещения?

По результатам мероприятия контроля (и инспекционного посещения, и невыездной инспекции) составляется (п. 19–24 Порядка контроля):

  • акт (в последний день мероприятия). Важно! СХ имеет право подписать акт с замечаниями (изложить в нем) или не позже 3 р. д. после его подписания подать замечания отдельно. Инспектор рассматривает замечания и дает на них письменный мотивированный ответ в течение 3 р. д. со дня поступления;
  • предписание. В случае выявления нарушений СХ законодательства о труде инспектор не позднее следующего рабочего дня после подписания/отказа от подписания акта (в случае подачи замечаний – на следующий день после их рассмотрения) составляет предписание. В зависимости от нарушений инспектор устанавливает срок их устранения. Если необходимо больше трех месяцев, то в предписании приводится график и запланированные мероприятия устранения нарушений с соответствующим информированием инспектора труда. То есть о результатах выполнения предписания СХ уведомляет инспектора труда. Если же СХ не выполнит предписание, его ожидает повторное инспекционное посещение или невыездная инспекция (пп. 11 п. 5, п. 25 Порядка контроля)

Оба документа составляются в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и СХ. Один экземпляр остается в СХ.

Важно! Предписание является обязательным к выполнению в установленные в нем сроки.

Избежит ли СХ штрафа в случае выполнения предписания?

Согласно общему правилу в случае выполнения предписания в предусмотренный им срок штрафы к СХ не применяются (п. 28 Порядка контроля). Однако это не касается выявления неоформленных работников. Тогда штраф налагается одновременно с вынесением предписания, но независимо от факта устранения нарушений.

То есть штраф за неоформленного работника СХ получит в конце мероприятия контроля, а по другим нарушениям по его адресу вынесут предписание, в случае выполнения которого штрафные санкции не наложат.

Также штрафовать могут на основании акта о невозможности проведения инспекционного посещения, невыездной проверки, то есть за недопущение к проведению проверки или создание препятствий в ее проведении (ст. 265 КЗоТ).

Каков порядок обжалования предписания?

Предписание или требование инспектора труда обжалуется в 10-дневный срок начальнику территориального органа Гоструда. В дальнейшем можно обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию Гоструда (п. 30 Порядка контроля).

Имейте в виду! Подача жалобы в установленный срок прекращает выполнение предписания или требования.

Кроме того, СХ имеет право обжаловать результаты контроля (непосредственно акт, постановление о наложении штрафа) в судебном порядке.

Начиная с 30.08.19 г. органы Гоструда опять имеют право осуществлять инспекционные посещения работодателей. Постановлением № 823 утверждены два Порядка – контроля и надзора. Существенно порядок проведения инспекционных посещений не изменился. Срок посещения – до 10 р. д. В консультации мы уделили большее внимание Порядку контроля, ведь в нем речь идет об инспекционных посещениях, которые фактически осуществляются без предупреждения.

И хотя Порядок контроля принят недавно, но невооруженным глазом видно некоторые пробелы в нем и превышение полномочий инспекторов труда. Возможно, эти недостатки устранят в ближайшее время, но, как показывает практика, для этого иногда нужно не одно громкое судебное дело.

Источник: "Баланс-Агро" № 37, который вышел из печати 07.10.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!