Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Грядет РРО-революция!

September 19, 2019

В Верховной Раде зарегистрированы законопроекты, направленные на детенизацию наличных расчетов:

· авторы законопроекта № 1053 (зарегистрирован 28.09.19 г.) предлагают внести ряд существенных изменений в Закон от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265); альтернативный законопроект № 1053-1, зарегистрированный 06.09.19 г. (по содержанию – доработанный законопроект № 1053) – 10.09.19 г. принят за основу и готовится ко второму чтению;

· авторы законопроекта № 1073 считают нужным внести изменения в Налоговый кодекс (далее – НК). Этот законопроект 10.09.19 г. также принят за основу и готовится ко второму чтению.

В чем актуальность данной законодательной инициативы?

Необходимость изменений в данной сфере назрела давно: предприятия и предприниматели на общей системе налогообложения по факту поставлены в неравные рыночные условия по сравнению с предпринимателями – плательщиками единого налога (далее – ЕН). Ведь отсутствие реального контроля за торговыми оборотами таких предпринимателей позволяет им пропускать через РРО сумму выручки в размере дохода, допустимого для их группы единщиков, а сверхлимитные доходы попросту не отражать в Книге учета доходов (доходов или расходов). Так многие годы работает на практике минимизация налогообложения в сфере розничной торговли. В то же время торговцы-общесистемщики, не использующие для оптимизации налогов в рознице «дружественных» предпринимателей-единщиков, вынуждены отражать и облагать соответствующими налогами весь полученный доход. Иными словами, скрывать выручку им сложнее. Если помимо сказанного учесть также устойчивую тенденцию к сокращению штата контролеров (в результате перманентной реформы налоговых органов), то предпринимателей-единщиков, торгующих в розницу и через Интернет, просто некому проверять.

Все эти негативные моменты устойчиво укоренились в практике ведения бизнеса в Украине. Периодически у законотворцев возникают мысли об изменении правил игры. В результате раз за разом появляются законопроекты, направленные на расширение сферы применения РРО и ужесточение контроля над доходами единщиков. Законопроекты, как правило, торжественно вносят в ВР и обычно пафосно анонсируют для широкой общественности, а потом кладут в долгий ящик и забывают о них.

Пожалуй, не было такого парламента в Украине – по крайней мере за последние 10–12 лет, – который не брался бы за эту болезненную тему. В частности, только в августе мы рассказывали вам о законопроекте от 27.12.18 г. № 9451 (далее – законопроект № 9451) (см. «БАЛАНС», 2019, № 59, с. 10). Интересно, что 29 августа этот законопроект был отозван, но многие его наработки благополучно перекочевали в законопроекты № 1053, а затем в доработанный № 1053-1 и в № 1073 (как говорится, рукописи не горят). Как видим, новым парламентом предпринята очередная попытка снять РРО-«льготы» для отдельных категорий налогоплательщиков и ввести жесткую ответственность за нарушения в сфере применения РРО. Тем более что грозный Указ Президента от 05.06.95 г. № 436/95 о применении огромных штрафов за нарушения в сфере наличных расчетов наконец-то стал историей (его отменили).

Очень возможно, скоро новые законопроекты, пройдя все стадии обсуждения, уточнения, согласования, станут реальными законами. Или не станут – исключать такую вероятность тоже нельзя. Тем не менее уже сейчас нам стоит проанализировать предлагаемые депутатами нововведения в сфере применения РРО, чтобы сориентироваться в ключевых моментах.

Регистрировать расчетные операции можно будет через приложение к гаджету

По общему правилу РРО представляет собой некое устройство или программно-технический комплекс, который регистрирует расчетные операции, заносит их в долговременную память, распечатывает чеки, формирует отчеты, передает установленные законом данные контролирующим органам.

Классический кассовый аппарат требует сервисного обслуживания, настройки, опломбирования. Наиболее популярное возражение представителей малого бизнеса, противящихся установке РРО, – высокая стоимость кассового аппарата и сервисного обслуживания. Разработано технологическое решение этой проблемы – использование виртуального (программного) кассового аппарата, иначе говоря, приложения в телефоне, планшете, компьютере, которое способно выполнять все фискальные функции РРО, но не требует отдельного физического носителя (устройства). Таким устройством будет сам используемый гаджет.

Как может быть реализована эта технология на практике?

Для того чтобы воплотить это решение в жизнь, нужен подготовительный этап.

Во-первых, нужно создать и протестировать программное обеспечение, выполняющее фискальные функции. Этот процесс уже запущен. Напомню, что на основании постановления КМУ от 13.06.18 г. № 472 до конца 2019 года проходит апробацию экспериментальный проект регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, выполняющих функции РРО. Цель эксперимента – расширить перечень устройств, которые могут создавать электронные фискальные чеки и передавать фискальные данные в ГНС. Это могут быть компьютеры, планшеты, смартфоны со специальным программным обеспечением, зарегистрированные в Госреестре РРО. Естественно, это позволит уменьшить затраты бизнеса на приобретение и обслуживание РРО. ГНС уже обеспечила функционирование специально разработанной для этого информационной системы E-Receipt. Для регистрации касс и кассиров в приватной части Электронного кабинета создан электронный сервис «Экспериментальный проект РРО».

Во-вторых, следует законодательно закрепить новую терминологию и прописать механизм работы такого виртуального кассового аппарата. Так, в законопроекте № 1053-1 вводится понятие программного регистратора расчетных операций (далее – ПРРО). ПРРО представляет собой программный, программно-аппаратный или программно-технический комплекс в виде технологического решения, в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер ГНС. Такой ПРРО сохраняет данные о расчетных операциях в самой программе и передает их для долгосрочного хранения на фискальный сервер ГНС.

В свою очередь, фискальный сервер ГНС – это программно-технический комплекс, через который осуществляется фискальная функция и который регистрирует ПРРО, электронные расчетные документы и электронные Z-отчеты и сохраняет данные о расчетных операциях в системе учета таких данных в ГНС. ПРРО переводится в фискальный режим работы после его регистрации (с присвоением ему фискального номера и внесением в реестр ПРРО) фискальным сервером ГНС.

Определение расчетной операции (ст. 3 Закона № 265) подкорректируют. Расчетной будет считаться операция в наличной или безналичной форме, в частности с применением электронных платежных средств (ЭПС). Сейчас – с применением платежных карточек. Очевидно, что ЭПС – более широкое понятие. Так, в п. 1.14 ст. 1 Закона от 05.04.01 г. № 2346-III (далее – Закон № 2346) установлено, что электронным платежным средством является платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод.

Платежный инструмент – это средство определенной формы на бумажном, электронном или ином носителе информации, которое используется для инициирования переводов. К платежным инструментам относятся документы на перевод и электронные платежные средства (п. 1.31 Закона № 2346). В частности, к ЭПС относятся платежные карточки.

Изменилось и определение расчетного документа, что вполне логично. Им будет считаться документ установленной формы и содержания, подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денег, торговли валютными ценностями в наличной форме, который создан в бумажной или электронной форме (сейчас – только распечатанный документ) – ст. 2 Закона № 265, законопроект № 1053-1).

Имейте в виду! Электронные расчетные документы (чеки) должны иметь все обя­зательные реквизиты обычных фискальных чеков. Вот почему квитанция терминала или квитанция об оплате через Интернет по-прежнему не может заменить расчетный до­кумент.

Каким образом покупатель получит в свое распоряжение электронный чек?

Продавец обязан будет выслать покупателю в случае приобретения товара (услуги) электронный расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции – на предоставленный покупателем абонентский номер или на электронную почту (ст. 3 Закона № 265, законопроект № 1053-1).

Также покупатель может считать с дисплея РРО или с дисплея устройства, на котором установлен ПРРО (т. е. с экрана компьютера, планшета, смартфона) QR-код, в котором «зашиты» данные электронного чека. Согласитесь, сейчас это уже не кажется экзотикой. Например, QR-коды имеются на электронных проездных железнодорожных документах, и проводники считывают сканером данные с распечатанных билетов или прямо с экранов смартфонов пассажиров. Приложения для считывания QR-кодов (так называемые сканеры QR-кодов) смартфонами для операционных систем Android, iOS – доступны, интуитивно понятны и бесплатны. Конечно, сейчас не все обладатели смартфонов морально и технически готовы на практике применять такой способ идентификации кассового чека. И, признаем честно, не у всех есть смарфоны. С одной стороны, это не аргумент для отказа от передовой технологии. Постепенно люди научатся и подтянутся. С другой стороны, какая альтернатива для не оснащенного технически покупателя? Пока просматривается только наличие у продавца классического РРО.

Кроме того, создание электронного расчетного документа решает проблему передачи чека покупателю при расчетах за все «нематериальное», когда место осуществления расчетов не определено. Ведь проданный товар надо передавать из рук в руки (а к товару и чек несложно приложить), в отличие от, например, услуг, предоставляемых через Интернет. Таким образом, передавать покупателю чек, применяя ПРРО, можно в любой ситуации, без привязки к наличию физического места осуществления расчетов.

На фоне всего этого позитива нельзя не вспомнить о пресловутой ложке дегтя. У продавца, применяющего ПРРО, может «заглючить» приложение, отключиться Интернет, пропасть связь с фискальным сервером… Законотворцы, понимая это, попытались прописать алгоритм действий продавца в подобной ситуации (ст. 3 Закона № 265, законопроект № 1053-1). Прежде всего продавец должен в течение дня, в котором возник сбой системы, методами электронной связи (видимо, через Электронный кабинет налогоплательщика) сообщить об этом контролерам.

Однако если пропал Интернет, то это, может, и не удастся сделать. Значит, нужно иметь какой-то подстраховочный бесперебойный канал электронной коммуникации! По мнению автора, данный тонкий момент во взаимоотношениях продавца и налоговиков требует более тщательной проработки на уровне подзаконного документа.

Шире круг: лиц, обязанных применять РРО, станет больше!

Согласно изменениям к ст. 9 Закона № 265 (законопроект № 1053-1), РРО и расчетные книжки не будут применяться, как и сейчас, при торговле продукцией собственного производства. Но перечень тех, на кого эта норма не распространяется, дополнен. Так, РРО (ПРРО) обязаны будут применять производители ювелирных и бытовых изделий из драгметаллов и драгкамней, драгкамней органогенного происхождения и полудрагоценных камней (п. 1 ст. 9) (соответствующие определения приведены в ст. 1 Закона от 18.11.97 г. № 637/97-ВР), а также физлица, торгующие товарами, бывшими в употреблении (п. 9 ст. 9).

Кроме того, запретят принимать наличные для дальнейшего перевода с применением ПТКС, не переведенных в фискальный режим (п. 2 ст. 9).

По-прежнему могут не применять РРО физлица-единщики, подпадающие под критерии, установленные НК (п. 6 ст. 9).

Теперь заглянем в законопроект № 1073, вносящий изменения в НК. РРО смогут не применять только плательщики ЕН первой группы (новая редакция п. 296.10 НК).

Временно, с 1 января по 31 декабря 2020 года, РРО (ПРРО) могут не применять физлица – единщики второй – четвертой групп, объем дохода которых за календарный год не превышает 1 млн грн, кроме единщиков, которые продают: товары (предоставляют услуги) через Интернет; технически сложные бытовые приборы, требующие гарантийного ремонта; лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения; ювелирные и бытовые изделия из драгметаллов и драгкамней, драгкамней органогенного происхождения и полудрагоценных камней; товары, бывшие в употреблении; детали и приспособления для автотранспортных средств, в соответствии с перечнем, установленным Кабмином,

· а также ведут деятельность:

· по обеспечению блюдами и напитками, в том числе деятельность ресторанов, предоставление услуг мобильного питания, поставки готовых блюд, обслуживания напитками, деятельность в сфере общественного питания. Исключения – продажа молока, воды, кваса, живой рыбы из автоцистерн и прочих товаров, перечисленных в п. 11 ст. 9 Закона № 265;

· турагентств, туроператоров, прочих услуг бронирования и связанную с этим деятельность;

· отелей и подобных средств временного размещения.

Каждая закупка может быть контрольной!

Безусловной новацией является подключение всех небезразличных покупателей к процессу контроля над продавцами. По задумке разработчиков законопроекта, любая покупка может стать контрольной. Если покупатель не получил чек, то есть выявил нарушение у продавца, и сообщил об этом в ГНС по установленной форме, то он будет вознагражден. Чтобы заинтересовать людей, вводится так называемый кэшбек, некий денежный бонус, привязанный к сумме штрафа, возложенного на нерадивого продавца. Замечу, что эта идея уже была реализована в отозванном законопроекте № 9451.

В чем суть этой законодательной инициативы?

Согласно обновленной редакции ст. 17 Закона № 265 (законопроект № 1053-1), на продавца будет налагаться штраф в размере 150 % (в законопроекте № 9451 было 200 %) стоимости проданных с нарушением товаров (работ, услуг) (далее – товары), но не менее 50 НМДГ (850 грн) за первое (в течение календарного года) нарушение на отдельном хозяйственном объекте субъекта хозяйствования, такое как:

· проведение расчетной операции через РРО или ПРРО на неполную сумму покупки;

· непроведение расчетной операции через РРО или ПРРО;

· несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных по Х-отчету фактической сумме наличных денег более чем на 10 % МЗП, установленной на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае применения расчетной книжки – общей сумме продажи по расчетным квитанциям;

· невыдача (в бумажном виде или в электронной форме) соответствующего расчетного документа или проведение расчетной операции без использования расчетной книжки. Видимо, к выдаче расчетного документа в случае применения ПРРО можно отнести его отражение на дисплее ПРРО в виде QR-кода или формирование электронного расчетного документа в момент передачи товаров (услуги).

За каждое следующее нарушение штраф составит 250 % стоимости проданных с нарушением товаров, но не менее 100 НМДГ (1 700 грн) (в законопроекте № 9451 было 500 %).

Почувствуйте разницу! Действующая редакция Закона № 265 предусматривает за пер­вое нарушение символический штраф – 1 грн, а за каждое следующее нарушение – штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушением товаров. Так что ужесточение наказания, как говорится, налицо...

Вот еще о санкциях за РРО-нарушения:

· за нераспечатку (несоздание в электронном виде) контрольной ленты штраф составит 50 НМДГ (850 грн) (а сейчас штраф – 10 НМДГ, т. е. 170 грн);

· за проведение расчетных операций через РРО или ПРРО без использования режима предварительного программирования названия каждого товара (услуги), с указанием кода товарной подкатегории по УКТВЭД для подакцизных товаров, цены товара (услуги) и учета их количества – штраф 50 НМДГ (850 грн), а сейчас – 5 НМДГ, т. е. 85 грн;

· за нарушения при проведении расчетов через кассу предприятия (когда это разрешено Законом № 265) – штраф 20 НМДГ (340 грн) против нынешних 10 НМДГ (170 грн);

· за внесение изменений в конструкцию или программное обеспечение РРО (ПРРО) – штраф 500 НМДГ – 8 500 грн (а сейчас 100 НМДГ, что составляет 1 700 грн);

· за неподачу в ГНС отчетности, связанной с применением РРО, – штраф 50 НМДГ (850 грн) против нынешних 10 НМДГ (170 грн).

Как видите, все довольно жестко.

А в чем здесь выгода бдительного покупателя?

В НК вводится понятие «компенсация части сумм штрафных санкций» (пп. 14.1.279 НК, законопроект № 1073). Эта компенсация перечисляется потребителю (покупателю) за счет штрафных санкций, примененных ГНС по результатам проверки продавца по обращению или жалобе покупателя о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций. Сумма компенсации составляет 100 % стоимости проданных товаров ценой свыше 100 грн в рамках одной расчетной операции (п. 113.4 НК, ст. 25 Закона № 265, законопроект № 1053-1, законопроект № 1073).

Для того чтобы получить компенсацию, покупателю придется: составить жалобу на торговца, в которой указать свои данные, включая адрес проживания и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, номер телефона, дату покупки, перечень товаров, адрес магазина или место покупки. В случае покупки товаров через Интернет – указать интернет-сайт, где был сделан заказ или приведена информация о товаре и продавце. Также надо привести перечень полученных от продавца документов, представить другие доказательства заказа, оплаты и получения товара, а также указать свой расчетный счет, на который может быть зачислена компенсация (если по заявлению будет принято положительное решение). К жалобе обязательно прилагаются копии документов (электронные или отсканированные с бумажных документов), полученных вместе с товаром. Контролирующий орган, в свою очередь, направляет потенциальному нарушителю письменный запрос в связи с полученной от покупателя жалобой – для подтверждения или опровержения факта нарушения (п. 73.3 НК, законопроект № 1073).

Вниманию покупателей! Получить деньги потребитель сможет, только если выпол­нены следующие условия:

· в обращении потребителя указан его расчетный счет и банк, а к жалобе приложены копии всех перечисленных в ней документов (ст. 16 Закона № 265, законопроект № 1053-1);

· сумма штрафа зачислена в полном объеме в госбюджет (п. 43.5 НК, законопроект № 1073).

Если же факт нарушения, изложенный в жалобе, не подтвердится или продавец оспорит наложенный на него штраф в суде (а в реальности эта процедура может растянуться на годы), то потребитель в конечном счете может ничего не получить.

Однако если продавец признал нарушение и в установленный срок уплатил штраф в бюджет, то полученная покупателем сумма компенсации не включается в его общий налогооблагаемый доход (п. 165.1 НК планируют дополнить пп. 165.1.60).

Законопроект № 1053-1 вносит изменения в Закон от 19.12.95 г. № 481/95-ВР. Местом торговли будет считаться место реализации товаров, оборудованное не только обычным РРО, но и ПРРО. А в заявлении на выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками или топливом приводится перечень не только РРО, но и ПРРО, и их фискальные номера.

Согласно изменениям, вносимым в Закон от 12.05.91 г. № 1023-XI, термин «расчетный документ» применяется в этом Законе в значении, приведенном в Законе № 265. Это сделано для того, чтобы в целях защиты прав потребителя не имело значения, какой чек выдается (предоставляется) покупателю – обычный (бумажный) или электронный: они имеют одинаковый статус. И обязанность продавца предоставлять покупателю чек распространяется также на электронные чеки.

***

В заключение отмечу, что если Верховная Рада одобрит законопроекты № 1053-1 и № 1073, то законы, вносящие изменения в НК и Закон № 265, вступят в силу только через 6 месяцев после даты их опубликования. Так что, очевидно, данные изменения не заработают непосредственно с 1 января 2020 года. А значит, у бизнеса будет больше времени для подготовки к новым условиям работы.

Ольга ЦЕЛУЙКО, шеф-редактор

Источник: "Баланс" № 69-70, который вышел из печати 09.09.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!