Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Чем Совет бизнес-омбудсмена может помочь субъектам хозяйствования

June 9, 2021

Совет бизнес-омбудсмена (далее – Совет) – это организация, какая призвана защищать законные интересы бизнеса перед органами государственной и муниципальной власти. Функционируя в Украине уже около шести лет, Совет получил почти 9 000 жалоб от субъектов предпринимательства. В этой статье мы расскажем, какими вопросами занимается Совет, когда Совет может взять жалобу в работу и когда не имеет возможности этого сделать. Рассмотрим также, на каком этапе лучше всего подать жалобу в Совет в целях ее наиболее эффективного рассмотрения.

С какими вопросами стоит обращаться в Совет

Обратиться в Совет могут юрлица и физлица-предприниматели. Пожаловаться можно на госорганы, государственные/подконтрольные государству компании и органы местной власти. Совет не может рассматривать жалобу частного бизнеса друг к другу.

Основной вопрос, на который Совет обращает внимание, когда получает жалобы от бизнеса: на самом ли деле имеется недобросовестное поведение в том или ином случае?

Под недобросовестным поведением органов государственной или муниципальной власти имеются в виду действия, бездействие или неправомерные решения, затрагивающие ваши интересы.

Например, в Совет целесообразно обратиться, если:

  • по результатам проверки налоговики пришли к неправильным выводам, которые вы обжалуете в административном порядке;
  • правоохранители неэффективно и медленно ведут расследование;
  • органы государственной власти или муниципальные органы медлят с выполнением судебного решения, которое касается вашего бизнеса: не выдают разрешительные документы, не регистрируют налоговые накладные или не списывают ваш долг – вариантов может быть много;
  • налоговый орган необоснованно не учел Таблицу данных плательщика НДС или признал налогоплательщика рисковым;
  • госрегистратор совершил незаконные регистрационные действия относительно вашей компании, и она фактически перестала вам принадлежать.

Для наглядности мы привели несколько примеров, когда помощь Совета может быть полезной. Однако как понять, что именно в вашей проблемной ситуации Совет будет иметь необходимые полномочия и инструменты для достижения соответствующей цели? Чтобы получить ответ на этот вопрос, рекомендуем сделать две простые вещи:

  • ознакомиться с примерами успешно решенных кейсов, которые имеются в общем доступе на сайте Совета;
  • просмотреть критерии приемлемости жалобы в Регламенте Совета на его сайте.

Следует понимать, что примеры кейсов на сайте – это общий ориентир, поскольку обстоятельства каждого дела уникальны и небольшая деталь может играть ключевую роль. В то же время такие кейсы сформируют представление о том, как работает Совет.

Не менее полезным будет ознакомиться с критериями приемлемости жалоб, на которых остановимся немного ниже.

! Рассмотрение жалобы Советом является бесплатным, а процедура подачи – простой. Наиболее быстрый и легкий способ – подать жалобу через сайт Совета в одноименном разделе. Поэтому, если вам еще не приходилось работать с Советом, возможно, самое время воспользоваться этим инструментом защиты своих прав.

Когда лучше обратиться в Совет с жалобой

Обратите внимание на правило, закрепленное в Регламенте Совета: с момента наступления недобросовестного поведения должно истечь не более года.

В действительности на практике жалобщики обращаются в Совет как можно оперативнее, поскольку часто положительный результат в большей степени зависит именно от своевременного обращения. Кроме того, Регламент Совета предусматривает, что необходимо пройти по крайней мере одно звено административного обжалования (если оно вообще доступно жалобщику).

Рассмотрим наиболее типичные жалобы, с которыми работает Совет, и остановимся на том, на каком же этапе следует подавать жалобу.

Относительно налоговых проверок

Как показывает практика, в случае административного обжалования результатов проверки в Совет стоит обратиться, как только вы подали соответствующую жалобу в ГНС. Это связано с тем, что Совету придется изучить документы, которые касались проверки, сформировать собственную позицию и изложить ее налоговикам.

К сожалению, бывают случаи, когда жалобщики обращаются в Совет поздно: например, когда уже состоялось обсуждение жалобы с представителями ГНС, или даже когда ГНС уже приняла соответствующее решение. В целях эффективного рассмотрения подобных жалоб советуем привлекать Совет заблаговременно.

Относительно выполнения судебных решений

Судебные решения могут касаться самых разнообразных вопросов. В последнее время Совет получает немало жалоб относительно регистрации налоговых накладных на основании судебных решений.

Когда необходимо обратиться в Совет с такой жалобой? Соответствующее судебное решение должно вступить в законную силу, и это касается не только регистрации налоговых накладных, но и других вопросов. Поэтому, если вы получили положительное решение суда первой инстанции относительно регистрации налоговых накладных, радоваться рановато, ведь налоговая имеет право обратиться в суд с апелляционной жалобой.

Относительно блокирования налоговых накладных

Лучше всего обращаться в Совет сразу после подачи жалобы в комиссию центрального уровня (комиссия, в состав которой входят должностные лица ГНС). Поскольку общий срок принятия решения составляет всего-навсего 10 календарных дней (на практике, невзирая на карантин, ГНС рассматривала подобные жалобы вовремя), а Совету нужно время для изучения соответствующих документов, формирования собственной позиции, медлить здесь не следует.

Относительно других категорий жалоб

С практической точки зрения, конечно, в Совет лучше обращаться раньше, чем тогда, когда он уже не имеет реальной возможности помочь в вашей ситуации. Если вы обратились рановато, с позиции Регламента Совета, и последний не может взять жалобу в работу – вы имеете право обратиться с жалобой повторно. Если же вы обратились в Совет поздно, то здесь ситуация значительно хуже.

Может ли вмешаться Совет на этапе судебного обжалования?

Специфика работы Совета заключается в сопровождении жалобщиков на этапе административного обжалования. Нормы Регламента Совета четко предусматривают, что Совет не рассматривает жалобы относительно дел, которые находятся на судебной стадии или в арбитраже.

Имеет ли Совет полномочия рассматривать жалобы относительно законности/действительности решений судов?

Ответ здесь однозначен: Совет не может рассматривать жалобы, которые касаются законности или действительности решений любых судов. В то же время, как было указано выше, Совет может помочь с выполнением судебного решения, которое вступило в законную силу.

Перейдем от теории к практике.

Пример 1

В Совет обратилась агрокомпания на Киевщине, которая жаловалась на неэффективное расследование уголовного производства следователями полиции.

В результате вмешательства Совета были изменены подследственность в уголовном производстве, новый следователь начал необходимые следственные действия.

Пример 2

Сельхозпредприятие жаловалось на противоправные действия другой частной компании относительно попыток противоправного завладения (рейдерской атаки) его земельными участками.

Совет не мог взять в работу такую жалобу, ведь она не содержала факты недобросовестного поведения со стороны органов государственной или муниципальной власти.

Пример 3

Сельхозпредприятие жаловалось на незаконное блокирование нескольких налоговых накладных комиссией регионального уровня.

Не соглашаясь с таким решением, предприятие обратилось с жалобой в комиссию центрального уровня и за поддержкой в Совет. Совет направил письменную позицию в комиссию центрального уровня. Кейс удалось успешно решить.

Пример 4

В Совет обратилось фермерское хозяйство с Полтавщины с жалобой на незаконное блокирование налоговой накладной. В то же время компания уже жаловалась в комиссию центрального уровня, но, к сожалению, решение было принято не в пользу жалобщика.

С учетом норм законодательства единственным путем для дальнейшего обжалования блокирования налоговой накладной является обращение в суд. Привлечение Совета в ситуации жалобщика уже не имело бы практического смысла.

Пример 5

Компания жаловалась на длительное невыполнение ГНС решения суда, согласно которому налоговая должна была увеличить сумму регистрационного лимита компании в СЭА НДС на 1 млн грн.

Благодаря вмешательству Совета компания добилась выполнения судебного решения.

Пример 6

Совет получил жалобу от сельхозпредприятия в Харьковской области на решение административной коллегии областного территориального отделения Антимонопольного комитета относительно наложения штрафа. Как выяснилось, этот вопрос уже рассматривался судом и решение было принято не в пользу жалобщика.

Совет был вынужден отказать в открытии производства по жалобе, поскольку фактически жалобщик ставил вопрос относительно законности соответствующего судебного решения.

Источник: "Баланс" № 23, который выходит из печати 14.06.21 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!