Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Местные бюджеты прогнозируем на три года вперед

August 28, 2017

После принятия изменений в Бюджетный кодекс (далее – БК), а именно дополнение его Заключительных и переходных положений новым п. 44 (см. Закон от 23.03.17 г. № 1974-VІІІ), существенно изменены принципы формирования бюджетной политики. Речь идет о том, что начиная с текущего года внедряется среднесрочное бюджетное планирование, то есть проработка доходной и расходной частей бюджета не только на следующий год, но и на 2018–2020 годы.
Для этого, как предусмотрено ст. 33 БК, распоряжением КМУ от 14.06.17 г. № 411-р принят проект Основных направлений бюджетной политики на 2018–2020 годы (далее – Основные направления), в которых спрогнозированы по разным сценариям показатели, на которых будет базироваться будущий бюджет. Кроме того, утверждены другие правительственные решения по данному вопросу. Но сначала в установленном порядке составляются расчеты этого проекта.
Знамя такой грандиозной работы будет нести Минфин, который в целях помочь местным финансовым органам в письме Минфина от 01.08.17 г. № 05110-14-21/20701 (далее - Письмо № 05110) сообщил важнейшие аспекты осуществления расчетов проектов местных бюджетов.
Как отмечено в Письме № 05110, совокупные предельные размеры расходов бюджета и предельные размеры расходов главных распорядителей средств госбюджета на каждый год среднесрочного периода определены впервые. Приоритетом названо обеспечение самостоятельности местных бюджетов.
В то же время переход к такому планированию местных бюджетов предусматривается лишь после упорядочения бюджетного законодательства (имеются ввиду, в частности, изменения в БК). Должны быть также приняты для местных органов власти методические рекомендации по порядку составления местных бюджетов на ближайшие три года.
Отмечается, что на сегодняшний день проектирование местного бюджета-2018 и его прогнозирование на 2019–2020 годы будет базироваться на нормах действующего бюджетного и налогового законодательства и, конечно, с учетом заложенных в Основных направлениях показателей.
Согласно п. 4 Заключительных и переходных положений БК программно-целевой метод в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов, имеющих взаимоотношения с госбюджетом, применяется начиная с составления проектов местных бюджетов на 2017 год. В Письме № 05110 говорится о том, что данную норму следует учитывать при составлении проекта местного бюджета на 2018 год в части расходов и кредитования.
Итак, доходная часть должна формироваться исходя из макропоказателей, определенных по сценарию 1 (т. е. консервативному), и определенных в БК и Налоговом кодексе (далее – НК) нормативов зачисления налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты.
В Письме № 05110 предложено также руководствоваться изменениями, внесенными в законодательство в части зачисления в местные бюджеты рентной платы, акцизного налога, единого налога. Расчеты объемов расходов должны включать и основные трансферты, предусмотренные ст. 97 БК (в частности, образовательную, медицинскую и другие субвенции). Не следует забывать и об отдельных из них, в частности дополнительных дотациях на содержание заведений образования и здравоохранения, субвенциях для приобретения расходных материалов и медикаментов, лекарственных средств, а также поддержки лиц с особенными образовательными потребностями, компенсации семьям погибших. Следует также включить в эти расчеты субвенции на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад (далее – ОТГ), выборы местных депутатов и т. п.
Напомним: на сегодняшний день правила направления, утверждения и распределения образовательной субвенции определены в ст. 1032 БК, а медицинской – в ст. 1034 БК.
Минфин обращает внимание, что образовательная субвенция местным бюджетам на следующие три года будет определяться по новой формуле, которая учитывает нормативную наполняемость классов. Ее общий объем исчислялся исходя из количества ставок педработников и среднего заработка учителя в условиях 2018 года. Сейчас формула, по которой определяются показатели объема образовательной субвенции (в т. ч. показатель наполняемости классов), утверждена постановлением КМУ от 01.03.17 г. № 114. Очевидно, данный документ будет изменен.
Важно то, что расчеты расходов должны учитывать предусмотренные по сценарию 1 размеры государственных социальных стандартов, а именно: минимальной заработной платы (далее – МЗП) и прожиточного минимума (далее – ПМ). Запланировано, что размер МЗП будет повышаться с 1 января 2018-го, 2019-го, 2020 лет, однако будет неизменным с начала и до конца каждого года. ПМ будет повышаться также ежегодно с 1 января, и кроме того – трижды в течение каждого года: с 1 января, с 1 июля и с 1 декабря.
Будет расти начиная с 1 января каждого года также размер должностного оклада работника І тарифного разряда Единой тарифной сетки.
Поэтому Минфин советует в первую очередь учитывать потребность в средствах на оплату труда согласно установленным в соответствующих заведениях, учреждениях условий труда и размера МЗП, а также на расчеты за электро- и теплоэнергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ, услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями.
При определении потребности в средствах для оплаты коммунальных услуг, энергоносителей (КЭКР 2270) на ближайшие три года не забываем также учитывать соответствующие коэффициенты (приведенные в Письме № 05110) по каждой вышеупомянутой позиции на каждый год.
Остановимся на таком моменте, как планирование расходов на выплату единовременной адресной денежной помощи выпускникам вузов педагогического и медицинского профиля. Такая выплата им гарантируется в случае заключения трудовых договоров со школами, профтехучилищами и медзаведениями, расположенными в сельской местности и поселках городского типа. Поэтому важно правильно определять ее размер, с учетом действующего законодательства.
Речь идет о том, что определять размер помощи как пятикратный размер МЗП, как ранее было установлено нормативно-правовыми актами, нельзя. Ведь МЗП запрещено использовать в качестве расчетной величины, о чем сказано в Заключительных и переходных положениях Закона от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Согласно постановлениям КМУ от 26.09.06 г. № 1361 и от 11.05.11 г. № 524 (в редакции постановления КМУ от 18.05.17 г. № 335) выпускникам-медикам и будущим учителям помощь рассчитывается из расчета ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года.
С 01.01.17 г. ПМ для трудоспособных лиц составляет 1 600 грн. в месяц (ст. 7 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год»). Прогнозные данные показателя таковы: на 01.01.18 г. – 1 762 грн., на 01.01.19 г. – 1 921 грн., на 01.01.20 г. – 2 073 грн.
Знаем, что в медицинской отрасли планируется реформа, которая будет заключаться в реорганизации заведений медицины, изменении порядка финансирования и прочих новациях. Приоритетом определено качество медицинских услуг, которые будут предоставляться врачами и другим персоналом, автономизация заведений здравоохранения, в частности, в части использования финансовых ресурсов.
Распределение объема медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на сегодняшний день должно осуществляться с учетом факторов, влияющих на формулу такого распределения, утвержденную постановлением КМУ от 19.08.15 г. № 618. При этом Минфин отмечает: при условии принятия в установленном порядке соответствующих законопроектов по данному вопросу (знаем, что речь идет об изменениях в БК и принятии Верховной Радой новых законов по финансированию медицины) формула станет иной. А пока при проведении расчетов будущих бюджетов руководствуемся действующими нормативно-правовыми актами.
Поскольку Законом от 20.12.16 г. № 1789-VІІІ внесены изменения в БК, должны учитываться предусмотренные им особенности создания ОТГ и передачи им в собственность заведений образования, культуры, медицины и т. п. В частности, согласно п. 20 Заключительных и переходных положений БК из местных бюджетов сел, поселков, городов районного значения могут осуществляться расходы по содержанию учебно-воспитательных комплексов І степени, сельских, поселковых и городских дворцов и домов культуры, клубов, центров досуга, библиотек.
Пока создаются ОТГ, базовая дотация, образовательная и медицинская субвенции перечисляются из госбюджета местным бюджетам согласно объемам, определенным проектом Госбюджета на соответствующий период. Так предусмотрено в п. 38 Заключительных и переходных положений БК.
Во исполнение положений ч. 3 ст. 75 БК местные финансовые органы должны разработать и довести до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов. Основанием будут служить типовые формы бюджетных запросов, утвержденные приказом Минфина от 17.07.15 г. № 648, с учетом особенностей составления проектов местных бюджетов.
В письме также идет речь о начале работы согласительных совещаний в Минфине с министерствами, ведомствами, после чего конкретизируются объемы межбюджетных трансфертов в разрезе местных бюджетов. Их должны отправить электронной почтой департаментам финансов областей.
Надеемся, что такая кропотливая работа по проведению необходимых расчетов будет иметь результатом реальные сметы.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 35, который вышел из печати 28.08.17 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!