Какие операции подпадают под обязательный финансовый мониторинг
Вопрос о том, при каких условиях финансовая операция может подлежать обязательному финансовому мониторингу, часто звучит на нашей консультационной линии. Поскольку этот вопрос волнует вас – наших подписчиков, мы напомним сегодня, что такое обязательный финмониторинг, кто проводит такой мониторинг и по каким признакам можно отличить обычную финоперацию от операции, попадающей под обязательный финмониторинг.
Зачем нужен мониторинг
Обязательный финансовый мониторинг – это совокупность мероприятий по выявлению финопераций, подлежащих такому мониторингу, идентификации, верификации клиентов (представителей клиентов), по ведению учета таких операций и сведений об их участниках, обязательной отчетности о них Госфинмониторингу, а также подаче дополнительной и иной информации в установленных законом случаях (п. 29 ст. 1 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII, далее – Закон № 1702; п. 1 Положения о Государственной службе финансового мониторинга Украины, утвержденного постановлением КМУ от 29.07.15 г. № 537).
Под финансовый мониторинг подпадают операции, которые могут показаться сомнительными. Указанные мероприятия проводятся с целью прояснить ситуацию. Если сомнения не подтвердятся, то никакого вреда субъекту хозяйствования такой мониторинг не причинит.
Кем проводится
Проводится обязательный финмониторинг субъектами первичного финмониторинга, которыми являются (ч. 2 ст. 5 Закона № 1702):
· банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховые) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и иные финансовые учреждения;
· платежные организации, участники и члены платежных систем;
· товарные и иные биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
· профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг);
· операторы почтовой связи, иные учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;
· филиалы либо представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
· специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга. Таковыми являются:
а) субъекты предпринимательской деятельности, которые оказывают посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества;
б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе в казино, электронном (виртуальном) казино;
г) нотариусы, адвокаты, адвокатские бюро и объединения, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, юридические услуги (кроме лиц, предоставляющих такие услуги в рамках трудовых отношений);
· иные юрлица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Признаки сомнительной финансовой операции
Допустим, вы проводите финансовую операцию и хотите заранее знать, есть ли у нее «шанс» подпасть под действие обязательного финмониторинга. Это несложно определить самостоятельно. В п. 1 ст. 15 Закона № 1702 сказано, что операция подлежит финансовому мониторингу, если она совершается на определенную сумму и при этом имеет хотя бы один из признаков, перечисленных в пп. 1–17 данного пункта. То есть у нас два критерия, которые применяются вместе: сумма операции и наличие у операции одного или нескольких из указанных признаков. Таким образом, операция может подлежать обязательному финмониторингу, если ее сумма равна 150 000 грн. и более (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи – 30 000 грн. и более) или их эквиваленту в иностранной валюте, банковских металлах, иных активах. Операция, проведенная на указанную или большую сумму, подлежит обязательному финмониторингу, если имеет хотя бы один из признаков, указанных ниже (см. таблицу).