Как провести дополнительную закупку после выполнения договора?
Бюджетное учреждение в конце 2013 года заключило договор закупки электроэнергии на сумму 280 тыс. грн. исходя из ожидаемой стоимости этого энергоресурса в годовом объеме. При этом в договоре не было предусмотрено, что его стоимость может быть изменена в зависимости от реального финансирования. В годовой смете, утвержденной в I квартале 2014 года, на эти цели было выделено 330 тыс. грн., но внесение изменений в договор учреждением инициировано не было. В результате роста тарифов на электроэнергию сумма договора была использована полностью в начале декабря 2014 года. Как использовать остаток ассигнований в размере 50 тыс. грн. для приобретения электроэнергии в необходимом до конца года объеме: проводить конкурсные закупки или достаточно внести изменения в договор?
В приведенной ситуации возможны два варианта решения вопроса.
Вариант 1
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) бюджетное обязательство – это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.
Поэтому центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств в случае наличия у распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований (п. 3 ч. 2 ст. 49 БК).
Закон от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197) применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, при условии что стоимость предмета закупки (без учета НДС), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ – 1 млн грн. (ч. 1 ст. 2 данного Закона).
При этом ч. 1 ст. 4 Закона № 1197 установлено, что закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план составляется комитетом по конкурсным торгам заказчика в зависимости от ожидаемой стоимости закупки.
И если заказчиком получены дополнительные средства на закупку определенного товара, объем и возможность получения которых заказчик не мог предусмотреть перед началом или в начале года во время планирования или на стадии осуществления первичной закупки, то проведение дополнительной закупки на эти средства возможно только после внесения изменений в годовой план закупок или приложение к нему в зависимости от суммы закупки.
Ответ на вопрос, необходимо ли заказчику проводить процедуру закупки на дополнительно полученные средства, зависит от ожидаемой стоимости этой закупки с учетом стоимостных пределов, установленных ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, поскольку закупка за дополнительные средства является новым предметом закупки.
Поскольку в нашей ситуации заказчику дополнительно к запланированному объему выделены 50 тыс. грн., то процедуру закупки на эти средства проводить не нужно, а можно заключить в случае необходимости «прямой» договор.
Если же сумма средств, дополнительно выделенных заказчику, будет равна или превышать стоимостные пределы, указанные в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, то на эту сумму заказчик должен провести процедуру закупки с учетом указанных выше норм Закона № 1197 относительно внесения изменений в годовой план.
Подробнее см. в «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» № 51, который вышел из печати 22.12.14 г.
Новости по теме:
Упрощения в оформлении документов от участника торгов. Совет от эксперта редакции!